Almaty Museum of Arts: новая точка притяжения на культурной карте Казахстана
Almaty Museum of Arts: новая точка притяжения на культурной карте Казахстана
В сентябре в Алматы открылся Музей искусств — проект местного мецената и коллекционера Нурлана Смагулова. За архитектурную концепцию здания, основанную на взаимосвязи города с окружающим горным пейзажем, отвечало британское бюро Chapman Taylor. По задумке команды, музей гармонично вписывается в ландшафт, в то же время обеспечивая многофункциональное пространство для проведения выставок и мероприятий разных форматов. Рассказываем, как создавался новый арт-хаб Казахстана и как он выглядит сейчас.
Контекст
Almaty Museum of Arts — это частная инициатива Нурлана Смагулова, мецената и коллекционера, чье собрание насчитывает более 1000 произведений авторов со всего мира. Он вложил в проектирование и строительство музея собственные средства, чтобы оставить наследие родному городу. По его инициативе Алматы получит не только новую площадку для экспонирования искусства, но и его личную коллекцию, собранную за более чем десять лет и остающуюся самой крупной в Казахстане. В качестве локации музея площадью более 10 000 квадратных метров выбрали участок в самом сердце города — на пересечении проспектов Аль-Фараби и Н. Назарбаева. Своей главной миссией создатель институции называет публичный показ, сохранение и осмысление искусства.
Almaty Museum of Arts — это подарок многим будущим поколениям алматинцев и гостей города.
Примечательно, что Almaty Museum of Arts стал первым частным музеем в Центральной Азии, ориентированным на модернистское и современное искусство. Интересен и логотип, разработанный нидерландской Studio Thonik: буква «А» в нем символизирует одновременно и Алматы, и искусство (Art), и горы Алатау, у подножья которых расположилось здание. При этом плавные линии и ритмичные наклоны перекликаются с архитектурой сооружения.
Архитектурная концепция
За проектирование музея отвечало британское бюро Chapman Taylor и, в частности, его директор Крис Лэнксбери, автора множества общественных и культурных пространств в разных странах. При разработке концепции Almaty Museum of Arts он обратился к образу природы, а именно к живописному хребту Зайлийского Алатау, возле которого и находится площадка. Chapman Taylor решила воплотить в образе здания взаимоотношения между городом и окружающими его горами: в результате он опирается на диалог материалов, олицетворяющий «вечные горы камня и металла». Таким образом, архитектурный объем органично вписан в ландшафт, а его планировка сформирована множеством внутренних и внешних «комнат».
Одна из ключевых задач команды — сделать музей подходящей площадкой для организации выставок зарубежных авторов, поэтому архитекторы предусмотрели зал площадью 1000 квадратных метров для временных экспозиций любых форматов. Высота потолка здесь достигает двенадцати метров, что позволит размещать крупномасштабные и технологически сложные произведения. Кроме того, в здании разместились помещения для образовательных мастер-классов, а также гибкую среду для выступлений и театральных постановок.
Среди задействованных в строительстве материалов особое внимание привлекает известняк юрского периода — его привезли из Баварии специально для проекта. По словам команды, в отличие от локального сырья (например, розового известняка из Мангыстау в западном Казахстане), он более прочный и не такой пористый, поэтому сможет обеспечить долговечность комплекса. По задумке студии, два взаимосвязанных L-образных объема (один из известняка и второй — из алюминия) символизируют гармонию природного и городского пейзажа.
Посетители попадают в музей через наполненный светом центральный атриум, названный «Улицей искусств». Он незаметно переходит в серию террас, площадей, открытых общественных пространств, предназначенных для собраний и размещения уличных инсталляций, а также кафе с видом на прилегающую территорию.
Almaty Museum of Arts — это не просто галерея, а динамичная культурная платформа, в которой соединяются прошлое и настоящее, локальное и глобальное.
Крис Лэнксберидиректор Chapman Taylor (UK Board)Проектирование Almaty Museum of Arts стало для нашего бюро возможностью создать культурную достопримечательность, воплощающую дух Казахстана. Архитектура отражает уникальное место встречи гор и города, обеспечивая площадку мирового уровня для демонстрации художественных практик, которые прославляют как региональную самобытность, так и международный диалог. Для нас большая честь сыграть свою роль в создании здания, которое будет вдохновлять будущие поколения.
Программа музея
Создатели отмечают, что он задуман в первую очередь для того, чтобы стать катализатором диалога, творчества и образования, приглашая местных жителей и гостей Алматы почувствовать себя частью многогранного художественного опыта. Так, Almaty Museum of Arts открылся первой ретроспективой казахстанской художницы Алмагуль Менлибаевой, выставкой Qonaqtar, в основу которой легло личное собрание Нурлана Смагулова, и серией живых перформансов и мероприятий, вдохновленных фольклорными традициями Центральной Азии. В пространствах Artist Rooms посетители могут увидеть работы таких известных авторов, как Ричард Серра, Яёи Кусама, Ансельм Кифер и Билл Виола. Например, монументальная работа Серры Junction (2011) обволакивает посетителей изогнутыми стальными формами, которые изменяют ощущение тяжести и масштаба.
Искусство наполняет Almaty Museum of Arts не только внутри, но и вокруг. К открытию ведущие современные художники создали масштабные работы, расположившиеся у нового здания. Монументальная скульптура польско-немецкой художницы Алисии Кваде находится на широкой лестнице с западной стороны, постепенно раскрываясь перед зрителем по мере его продвижения ко входу. С ней соседствует «Скульптура ветра (ТП) II» Йинки Шонибаре: находящаяся напротив главного входа, она была создана британским автором нигерийского происхождения специально для проекта. Команда рассказывает, что объект отлили из алюминия в Нидерландах, затем вручную расписали в Лондоне и доставили в Алматы. Еще одну инсталляцию — двенадцатиметровую скульптуру «Надэс» — разработал по заказу институции испанец Жауме Пленса. Восемь уровней монументальной конструкции устанавливали на месте в течение пяти дней.
Территория вокруг арт-пространства представляет собой полноценную компактную экосистему: здесь высажены липы, клены, сакуры, рябины и кустарники кизильника. По словам создателей, все виды деревьев и растений адаптированы к городской среде, устойчивы к загрязнению воздуха и засухе. Озеленение не только создает затененные участки и выполняет эстетическую функцию, но и помогает поддерживать биоразнообразие, в том числе обеспечивая кормовую базу для птиц и насекомых.
Команда надеется, что музей станет новым общественным и культурным хабом, а также достопримечательностью на карте не только Алматы, но и всего Казахстана.