Новый опыт в расширении пространства
На фасаде здания «Политехнического музея» на Лубянской площади открылась инсталляция художницы Анны Кривцовой «Леса» — не только первый крупный проект фонда поддержки современного искусства V-A-C, но еще и первая public art-интервенция на историческом здании музея.
Этой осенью в ГЭС-2 на Болотной набережной, которое с 2015 года принадлежит V-A-C Foundation, открылась выставка «Расширение пространства». В здании бывшей гидроэлектростанции фонд объединил проекты семи молодых художников, посвященные городской интервенции и public art, которые согласно концепции, должны быть позже реализованы в большем масштабе внутри пространства города. Художники высказались Strelka Magazine об экспозиционном проекте, как о некоем арт-эксперименте с границами допустимого в Москве.
Проект петербургской художницы Анны Кривцвовой, выпускницы СПбГХПА им. Л.А. Штиглица и студентки Aalto ARTS University, «Леса» — это фактически использование урбанистических приемов оптимизации городского пространства. Урбанизм в столице еще не добрался до таких временных объектов как строительные леса. Художница же предлагает размещать на них настоящие лесные растения в специальных кадках. Впервые небольшие «Леса» были установлены на входе на выставку V-A-C в ГЭС-2.Инсталляция повествует о том, как сделать городскую стройку ориентированной на человека и идею вертикального озеленения, широко применяемую в мегаполисах, но забытую в Москве. «Леса» позволяют дополнить функцию объектов городской инфраструктуры. И как бы их одушевить.
Для Анны Кривцовой и фонда V-A-C — это первая реализованная городская интервенция такого масштаба. Для Политехнического музея — первый арт-объект в обновляемом здании. Уже несколько лет музей существует без музея, делает ежегодный фестиваль искусства и науки на ВДНХ и другие городские проекты. «Леса» на фасаде здания на Лубянской площади должны были открыться вместе с фестивалем «Политех» в конце мая этого года, но согласование с ФСО затянулось. «А с согласованиями теперь не шутят», — заметил у себя на странице в facebook заместитель генерального директора музея Иван Боганцев.
Вместе с художницей над зеленым оазисом в центре Москвы работали кураторы Ольга Вад (Политехнический музей) и Ольга Стеблева (Фонд V-A-C). Архитектор Леван Давлианидзе разработал систему размещения растений на фасаде, а Леля Жвирблис выбрала подходящие для московского лета породы деревьев.
Такие проекты медленно превращают Москву в тот прекрасный город из фильма «Гостья из будущего» (1984). Строительные леса уже пахнут настоящей лесной елью - так, возможно, скоро шум шести полос Садового кольца окажется шумом волн, а в одном из китай-городских дворов появится выход к озеру. Инсталляцию Анны Кривцовой можно посмотреть на северном фасаде здания Политеха, выходящем на Лубянскую площадь в течение месяца, пока реставрационные работы будут проходить на других фасадах.