Первая выставка года: Виктор Дембовский о главных открытиях IMM Cologne
Масштабная imm Cologne по количеству участников может конкурировать разве что с идущей следом Maison & Objet и весенней Salone del Mobile. Вместе с тем, есть у кельнской мебельной ярмарки и свои существенные отличия. Виктор Дембовский уверен, кельнская выставка не только входит в тройку ведущих европейских, но и дает фору остальным, с каждым годом становясь сильнее, привлекая все больше значимых мебельных брендов.
Виктор Дембовский историк архитектуры и дизайна, преподаватель, автор профессиональных стажировок для дизайнеров на международных выставках дизайна Maison & Objet, IMM Cologne, iSaloni и др.
Каждый год по долгу службы и из профессионального интереса я посещаю все основные европейские выставки дизайна – iSaloni, Maison & Objet и IMM Cologne, и пусть в России iSaloni и Maison & Objet гораздо популярнее, и многие исключают Кельн из географии своих поездок, для меня IMM Cologne любимая выставка и именно с нее я всегда начинаю свой год. В этом году я был на IMM Cologne в пятый раз и могу сказать с уверенностью, что с каждым годом выставка становится сильнее, привлекая все больше значимых мебельных брендов. Географическое положение тут не так важно, потому что IMM Cologne это самая интернациональная выставка и практически единственная, где на одной площадке можно увидеть ярчайших производителей мебели и света из Франции, Германии, Голландии, Дании, Швейцарии, Чехии, Италии и Португалии.
Leolux
Уже второй год в Германию со мной ездят группы практикующих дизайнеров со всей России. Возможно именно потому, что на выставку я приезжаю, в первую очередь, работать, малое количество вечеринок и фуршетов, для меня никогда не было большим недостатком. Тут Кельну, конечно, не сравнится с Миланом или Парижем с их яркими вневыставочными мероприятия. В этом плане на IMM Cologne все очень по-немецки и только представители итальянских фабрик, которые уже с утра расхаживают по своим стендам с бокалами просекко, привносят немного праздника в общее рабочее настроение.
15 Января
Именно поэтому первый день я посвящаю преимущественно итальянским фабрикам, которых с каждым годом представлено в Кельне все больше. На iSaloni, как бы ты не старался концентрироваться на деталях, глаз в бесконечном многообразии все же замыливается и есть возможность упустить что-то интересное. Тут же баланс между качеством и количеством соблюден идеально и есть возможность уделить гораздо больше внимания каждому стенду и каждой фабрике.
С тех пор, как арт-директором фабрики Cassina стала Патрисия Уркиола, их стенды неизменно привлекают внимание не только предметами мебели, но и самими интерьерными решениями. Она, как никто иной, умеет вписывать культовые вещи от Джо Понти, Ле Корбюзье и Шарлотты Перриан в концепции современного дизайна, показывая совершенно новую точку зрения на шедевры прошлого. Видно, что эта удивительная женщина с любовью относится к своей работе. Ее регулярно можно увидеть на стенде, перевешивающей ткани и двигающей столики в поисках идеального результата. В этот раз нам посчастливилось познакомиться и пообщаться с директором фабрики Энрико Раджи, а новинки представил ведущий экспорт-менеджер компании Франческо Нэтис.
Это еще один плюс Кельна – приятные и интересные знакомства случаются тут часто и прямо на выставке.
Ну и без премьер конечно не обошлось. Одной из лучших стало лимитированное переиздание комфортабельного кресла LC3 1928 года. В новых отделках оно одновременно и отражает современные тренды, и удовлетворяет вкусам самих авторов, которые еще в далеком прошлом выбрали эти цветовые решения лично для себя.
Из итальянцев удачными переизданиями порадовали еще и Molteni & C, выпустившие целую серию предметов от культового дизайнера середины прошлого века Джо Понти. В целом, микс знаковых вещей середины прошлого века с новинками века двадцать первого – это один основных глобальных трендов. Даже те бренды, что не могут похвастаться лицензиями на иконы стиля в мебели, дополняют интерьерные композиции своих стендов культовыми светильниками Поуля Хеннингсена, Вико Маджистретти, Акилле Кастильони и тд. Трудно было найти итальянский стенд, где бы ни засветился, в прямом смысле слова, настольный светильник Snoopy от Кастильони.
Poltrona Frau, Meridiani и многое другое было в этот день, но особо хочется отметить фабрику Paolo Castelli S.p.A. и их прекрасный стенд. В России их знают не очень хорошо, а я очень люблю этот бренд с 2012 года, когда впервые познакомился с ним на миланском салоне. Новая транскрипция ар-деко в исполнении Castelli S.p.A. мне очень близка, а интерьерные решения и в миланском шоу-руме и на стендах выставок всегда вызывают восхищение.
Когда сам Паоло Кастелли угощает кофе и рассказывает об истории бренда, своих проектах и планах, уходить совсем не хочется.
В результате мы опоздали на встречу с основателем фабрики дизайнерской сантехники Agape Эммануэле Бенидини. Благо, человек он открытой души и все же дождался непутевых русских дизайнеров и даже напоил проссеко. Agape разместился вне павильонов Kolnmesse, в достаточно новом пространстве центра Design Post совсем недалеко от восточного выхода из Экспо. Agape – это бренд, созданный архитекторами для архитекторов, именно поэтому их дизайнерские серии каждый раз стреляют точно в цель и имеют успех по всему миру. Мы познакомились с новинками от Neri & Hu, Bjhon и Angelo Mangiarotti и услышали о грандиозных планах компании и предстоящем Salone Internazionale del Bagno 2018.
День закончился на вечеринке Kartell в их новом шоу-руме, на презентации новой коллекции Фабио Новембре. Пространство совсем небольшое и гостей было немного. По сути, мы с группой заполнили чуть ли не все помещение. И в этой непринужденной и очень комфортной обстановке, совершенно невозможной во время миланского салона, и случился открытый диалог хозяина фабрики Клаудио Лути и Фабио, где они обсудили не столько новые предметы, сколько причины самой коллаборации, общие идеи и взгляды на дизайн. Клаудио считает, что современному обществу не нужен просто еще один новый стул и предметы дизайна должны кроме функции нести в себе эмоциональную составляющую, то, что будет привлекать, вдохновлять и радовать в вещи. И с ним трудно не согласится.
Pulpo
16 Января
Второй день я посвятил преимущественно немецким и австрийским брендам. В России сложился стереотип об аскетичности немецкой мебели, но «Quadratisch, praktisch, gut» – это уже давно не про Германию. Многие крупные бренды работают с итальянскими, американскими, французскими дизайнерами, которые добавляют новую эстетику к традиционной практичности немцев.
Более того, с точки зрения колористики, немцы представили гораздо более яркие концепции, чем итальянцы, все еще делающие главный акцент на фактуры.
День начался со знакового для немецкой мебели бренда Cor. Созданная промышленником и графом в 1955 году эта фабрика до сих пор держит позиции и по стилю и по качеству. Взаимоперетекание жилого и рабочего пространства – это мировая тенденция в проектировании общественных пространств по всему миру. На стенде Cor границы между офисом и домом были полностью стерты. Бренд представил концепцию живого мобильного пространства, способного меняться, подстраиваясь под меняющиеся потребности человека. Переносные штабелируемые пуфы, легкие столики и диваны-трансформеры из новой коллекции стали удачным отражением этой идеи. У Cor практически нет фокусных предметов, но это не причина противопоставлять немцев и итальянцев, это отличная причина дополнять одних другими в своих интерьерах.
Kettnaker продолжил линейку немецких брендов, визуально будто вытекая из Cor и по стилистике стенда и по цветовому решению. Ну и конечно мы не могли не зайти к потрясающим Walter Knoll и Rolf Benz. У Rolf Benz стенд был гораздо скромнее, чем в прошлом году, когда они, конечно, всех поразили экспрессией цвета и декором стенда. А заодно познакомили мир с французским брендом Petit Friture – их светильники шляпы сыграли очень важную роль в концепции их стенда. Пиар был знатный – теперь эти шляпы «прикрывают макушку» не одному десятку европейских брендов.
Поразил Walter Knoll – в этом году этот респектабельный и консервативный бренд выступил с совершенно новой стороны. И не только в цвете. В этом году свою минималистическую мебель они дополнили коврами и одинаковыми с ними по отделкам подушками-пуфами в комплекте с жесткими кожаными валиками, превращающими их, то ли в кресла, то ли в лежаки. Вместе все это представляет новый синтетический предмет мебели, заменяющий привычную мягкую зону и предусматривающий живое неформальное общение.
В этот день мы посмотрели еще много сильных немецких брендов, забежали к французам Ligne Roset и Roche Bobois, но чуть подробнее хочется остановиться на старейшем австрийском бренде Wittman. Тут, отвлекаясь от региональных дилеров, нас угощали брендированным шоколадом и рассказывали об истории фабрики, традициях производства и новых коллаборациях.
За последние несколько лет, когда в компанию пришло новое руководство, Wittman не перестает меня удивлять. Из полумузейной мануфактуры они превратились в современный бренд, который сотрудничает с ведущими молодыми дизайнерами, такими, как Джейми Хайон и Себастьян Херкнер.
При этом, наряду с новинками важную роль продолжают играть шедевры Йозефа Хофмана, которые фабрика выпускает с начала XX века.
Потом, оставив группу, я почти под закрытие успел в Музей прикладного искусства Кельна, который для меня всегда является частью культурной программы в городе. Музей хранит в себе множество предметов и неплохо отражает развитие мебели и предметного дизайна в целом. Сейчас музей на реконструкции и большая часть залов была закрыта, но я не расстроился, так как моей целью была выставка, посвященная вневременной классике от Vitra. Vitra, конечно, удивительный бренд, выпускающий вещи, которые эффективно работают и в музейных залах и живых трендовых интерьерах.
Vitra
17 Января
И именно с фабрики Vitra и принадлежащему ей финскому Artek мы и начали новый день. Продолжая тренд на коллекционный дизайн и лимитированные переиздания икон, Vitra представила ограниченную серию стульев Вернера Пантона в зеркальном хроме. На мой взгляд, этот материал как ничто иное отражает пластическую, будто текучую структуру s-chair.
В целом, этот день мы провели преимущественно в третьем и втором павильонах, которые не только презентовали бренды, но и давали наиболее точное представление о современном дизайне в целом. Здесь стенды были сильно меньше по площади, чем например, в одиннадцатом павильоне, а границы между ними будто бы размывались. Таким образом, голландские Pode играли вместе с итальянскими Arflex, ковры CC-Tapis воспринимались в контексте с линеарными предметами Мюллера ван Северена от бельгийцев Valerie, а светильники от Louis Poulsen визуально дополняли яркий стенд Cappellini.
На iSaloni бренды слишком уж зациклены на себе, и, гуляя по павильонам, отовсюду будто бы слышишь шепот: «Ставь только нашу мебель, наш свет, наш декор….».
Но очень редкие дизайнеры в своих проектах используют один-два бренда, и чем интереснее интерьер, тем сложнее авторский микс дорого и дешевого, итальянцев и немцев, шедевров и вещей с барахолки. Но только кельнская выставка взяла за основную идею цельности интерьерного пространства, объединяющего в себе множество предметов и брендов.
Особенно четко это проявлено в ежегодной интерьерной инсталляции Das Haus, которую формируют приглашенные дизайнеры из совершенно разных брендов, представленных на выставке, отражая свое видение современного дизайна интерьера. В этом году звездой IMM Cologne стала чешка Люси Колдова, известная по своим работам для крупнейших мировых брендов света. Помимо светильников Brokis, созданных ею самой в инсталляции играют немаловажную роль новинки от Classicon, Antonio Lupi, Moroso, Alias и т.д.
А потом было интервью Люси Колдовы, обед в интерьерах Vitra, экскурс в интерьерные ткани от датского бренда Kvadrat в пространстве Design Post и много другое. Так что сил на вечернюю культурную программу уже не было, да и вечер слишком уж быстро наступил.
Das Haus
18 Января
На выставку я обычно уделяю четыре дня, так что четверг стал последним днем, и его мы посвятили 4 и 10 павильону, а так же выставке Pure Telents, на которой выставляются со своими концептами молодые дизайнеры. За последние 10 лет кельнская выставка стала трамплином для многих ныне известных дизайнеров. В подтверждение этого, в холле между 11 и 3 павильонами были выставлены боксы с наиболее известными предметами, когда либо выставлявшимся на Pure Telents и на данный момент успешно выпускаемых на производстве. Среди многих был и мой любимый полигональный ковер из деревянной мозаики на полимерной ткани от Элизы Строцик.
Идея синтеза предметного дизайна и отделки воплощается и в дизайне интерьера ванной комнаты, где многие бренды сантехники, плитки, обоев и стеновых панелей и электрики представили свои коллекции. Тут все указывает на то, что пространство ванной не просто включено в общий контекст интерьера, но и часто становится фокусным. Обитую тканью ванну от Bette я видел еще осенью на презентации от бренда в Геологическом Музее, а Antonio Lupi явно копит силы перед предстоящим Salone Internazionale del Bagno. Так что для меня интересней всего были премьеры, по сути, отпочковавшегося от Wall & Deco молодого бренда обоев INKIOSTRO BIANCO. Этот бренд представляет не то чтобы новые коллекции, а заявляет о новых технологиях. Их покрытия теперь можно наносить даже на пол и во влажную зону душа. А количество изображений, возможных для использования, измеряется сотнями. Вот такой внезапный момент рекламы, за которую мне никто не платит.
INKIOSTRO BIANCO
В 10 и 6 павильонах представлены базовые и в основном немецко-австрийские бренды. Там очень редко бывают значимые премьеры и открытия. Для меня он важен, в первую очередь, для расширения кругозора и поиска новых брендов. Там, например, разместилась большая экспозиция датско-прибалтийского бренда Theca, которых я искренне люблю за хорошее соотношение цена-качество-дизайн.
Единственное, что меня особо поразило, это серия мебели Tom Taylor и Rosenthal от австрийского бренда ADA.
Экспансия Tom Taylor в мебельный дизайн, конечно, не столь масштабна как, например у Diesel, но, мне кажется, не менее удачна. Концепция «стиля жизни», объединяющая все сферы жизни современного человека, с каждым годом все более актуальна, и с каждым годом такие коллаборации между мебельными фабриками и автомобильными брендами, модными домами и производителями техники будут встречаться все чаще.
Pure Telents
Последний день всегда самый короткий, и я успел не только пообедать с группой в прекрасном ресторане «12 Апостолов» (чуть ли не единственное место в центре Кельна, где можно большой компанией поесть что-то кроме вездесущих колбасок, капусты и супа гуляш), но и добежать до музея Коломбо. Музей построен на развалинах средневековой церкви Петером Цумтором, который включил эти развалины – словно экспонат – в саму плоть музея. Концепция неразрывной связи прошлого и будущего и сама атмосфера музея тут гораздо важнее, чем сами экспонаты. Античность и средневековье, современное искусство и инсталляции здесь поданы как единое целое, как часть мистического интерьера, дом безумного коллекционера. Для дизайнера это очень важное место – потому как показывает, как с помощью точно подобранных элементов, света и архитектуры можно создать цельный образ, полноценное произведение, вызывающее у человека яркий эмоциональный отклик.
Для меня это стало логичным завершением насыщенных четырех дней выставки, в течение которых я столько говорил и так много думал, что пятницу практически полностью проспал, совершенно не заметив последствия урагана Фредерике, случившегося накануне.
Все фото: Светлана Фадеева