Ярослава Галайко о балансе удовольствия и ответственности, стратегиях медленного дизайна и рецептах от выгорания
Ярослава Галайко — промышленный дизайнер и художник, которая создает мебель и предметы интерьера с учетом принципов устойчивого развития. В своей практике она использует нетоксичные, экологически чистые и переработанные материалы, а также большое внимание уделяет экспериментам с новыми технологиями.
Дизайнерам, которые ориентируются на философию «медленной жизни» и экологичный подход, в любом случае необходимо следить за тенденциями рынка.Ярослава Галайко дизайнер
Мы живем в бесконечном стрессе и сумасшедшем темпе жизни. Люди так устали от перегрузок, что, вопреки желанию успеть все везде и сразу, стали следовать философии «медленной жизни». Концепция slow living призывает нас замедлить темп и наслаждаться каждым моментом. В дизайне же она выражается в создании таких предметов интерьера, которые помогают находить вдохновение в обыденной жизни, ежедневной рутине, быту и домашней обстановке.
Slow living и экология
Философия «медленной жизни» и устойчивое развитие имеют много общего в контексте дизайна. Обе концепции подчеркивают необходимость создания продуктов, которые будут долговечными, качественными и экологичными.
В отличие от гедонизма, slow life не ставит удовольствие во главу угла. Эта концепция учит нас ценить качество, а не количество потребляемых вещей.
При этом философия медленной жизни подчеркивает важность экологического сознания и призывает к балансу между удовольствием и ответственностью: заботой о своем здоровье, окружающей среде и обществе. Дизайнеры, которые следуют философии медленной жизни, уделяют большое внимание деталям и качеству продукции. Они стремятся проектировать вещи, которые будут актуальны долгие годы, не потеряют функциональности и красоты, будут создавать комфортную атмосферу спокойствия и гармонии в доме.
Быстрые тренды в дизайне
Слепое следование модным тенденциям зачастую противоречит философии «медленной жизни» и устойчивому развитию, потому что стимулирует потребление. Когда модным становится новый стиль или материал, это закономерно увеличивает спрос. Быстрая смена тенденций приводит к иррациональному желанию замены мебели и одежды, и, как следствие, к увеличению производства товаров, избыточному потреблению ресурсов и энергии, созданию большего количества отходов.
Хотя следование трендам более характерно для дизайна одежды, у тенденций в индустрии моды и дизайне мебели много общего. Оба направления отражают изменения вкусов и предпочтений потребителей. Но есть и отличия. Для предметов интерьера модные тренды меняются намного медленнее, чем для элементов гардероба. Это связано с тем, что мебель — долговременное и дорогостоящее приобретение. Дизайн предметов мебели зачастую консервативен, ведь мебель должна быть не только эстетически привлекательна, но и практична, а для этого важно учитывать эргономику и удобство использования.
Обычно все самые необходимые предметы мебели покупают на этапе ремонта. В среднем люди приобретают новую мебель каждые 5-10 лет, но это может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств. Крупные позиции, например, кухонный гарнитур, платяные шкафы, обеденная группа и диваны подлежат замене крайне редко, особенно если их покупали новыми и подбирали в интерьер специально. Такие предметы могут служить десятки лет, если они хорошего качества. Поэтому модные тенденции больше подходят для декора, текстиля, небольших предметов интерьера и посуды. Высший пилотаж, когда получается спроектировать такой интерьер, который станет, с одной стороны, отражением внутреннего мира владельца недвижимости, будет детально продуман под стиль жизни и предпочтения, а с другой — сохранит возможность для внесения изменений, не испортив визуальный облик. Такой интерьер будет актуальным долгие годы, и у хозяина помещения не будет постоянного желания сделать ремонт или переехать в новую недвижимость, чтобы просто сменить обстановку.
Некоторые бренды предпочитают обновлять свои коллекции каждый сезон, чтобы оставаться актуальными и привлекать новых покупателей. Другие мебельные компании выбирают в качестве основной стратегии развития более длительный цикл обновления коллекций, чтобы сохранить уникальный стиль и лояльность клиентов. Мебельный бренд может определить оптимальный набор продукции, проводя маркетинговые исследования, изучая потребности своей целевой аудитории, анализируя данные продаж и отзывы клиентов.
Баланс модных тенденций и устойчивости
Дизайнерам, которые ориентируются на философию «медленной жизни» и экологичный подход, в любом случае необходимо следить за тенденциями рынка и потребностями клиентов, чтобы создавать востребованные продукты.
Вполне возможно использовать элементы модных тенденций и при этом придерживаться принципов устойчивого развития.
Важно найти баланс и создавать продукты, которые будут актуальны в течение долгого времени: это способствует сохранению природных ресурсов и снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Пришло время дизайнеров, которые развивают свой личный бренд, а не работают на конкретное производство. Важно не останавливаться в развитии, особенно если рассчитывать на участие в международных конкурсах и выставках: тогда каждый год нужно придумывать что-то новое.
Выгорание в дизайне
Для меня рецепт от творческого выгорания — не останавливаться на достигнутом и ставить перед собой новые амбициозные задачи, которые будут давать драйв и энергию, чтобы продолжать непрерывно развиваться. Сейчас я экспериментирую с биополимерами, пробую изобрести новый биоразлагаемый материал — это очень увлекательное занятие.
Другой эффективный способ — коллаборации. Это взаимно обогащающая возможность развития и для мебельной компании, и для предметного дизайнера. В результате такого сотрудничества можно добавить разнообразие в ассортимент бренда, а дизайнеру — расширить горизонты своих профессиональных возможностей. Благодаря взаимному обмену опытом на уровне ДНК брендов часто получается невероятный результат, удается выйти на новый, неожиданный уровень.
На обложке: столик Cosmic Coral по дизайну Ярославы Галайко.