
Мария Карелина и Анастасия Веселкина (We Gallery): «Нам важно соединить в одной коллекции разные эпохи»
Основательницы We Gallery Мария Карелина и Анастасия Веселкина знакомят российскую аудиторию с латиноамериканским дизайном — самобытным, выразительным и мультикультурным. В интервью Design Mate они рассказали, как на развитие современного коллекционного дизайна в регионе повлиял модернизм, как бразильские авторы работают со своим наследием и что помогает им создавать по-настоящему уникальные объекты.
Расскажите о концепции WE Gallery. Какую цель вы ставили перед собой, запуская галерею?
We Gallery — галерея коллекционного латиноамериканского дизайна. Мы выбрали Латинскую Америку, чтобы показать иной взгляд на искусство и дизайн — не привычный европейский, а свой, уникальный. В центре нашей коллекции — предметы, созданные великими бразильскими модернистами. Также мы представляем работы современных авторов, которые работают с разными материалами и формами: от предметного дизайна и скульптуры до текстильных объектов и изобразительного искусства. Нам важно соединить в одной коллекции разные эпохи — от модернизма до наших дней, — чтобы показать, как меняется эстетика и формируется визуальный язык региона.Сейчас мы представляем авторов, которые уже зарекомендовали себя на международной арене. В будущем мы планируем активнее работать с молодыми авторами и искать новые имена, но сейчас наш фокус — формирование устойчивой базы, которая покажет широту и глубину актуального бразильского дизайна.
Чем именно вас привлекает латиноамериканской дизайн?
Латиноамериканский дизайн — самобытный и эмоциональный, он сильно отличается от привычного европейского и от сдержанного азиатского. Его выразительность — результат культурного наслоения: в XX веке Латинская Америка стала домом для многих европейцев, чьи традиции переплелись с местной культурой. Сейчас мы сфокусированы на бразильском дизайне — одном из самых ярких и признанных на мировой арене.
В латиноамериканском дизайне соединяются мощное модернистское наследие и свежие идеи современных авторов.


Стулья по дизайну Серхио Родригеса; Приставные столики «Булле», дизайн Лукаса Реккии
Какую эволюцию прошел бразильский дизайн с середины прошлого века до наших дней?
До первой трети XX века как такового бразильского дизайна не существовало — в интерьерах, так же как в искусстве и архитектуре, преобладало копирование европейских стилей. Все изменилось с появлением модернизма: архитектура и искусство первыми начали формировать новый язык, к которому вскоре подключился и дизайн. Архитекторы-модернисты стали разрабатывать мебель для своих проектов — функциональную, выразительную по материалам и лаконичную по эстетике.Интересно, что модернистская архитектура и дизайн в Бразилии изначально создавались для элиты, хотя по своей идее модернизм стремился стать универсальным языком будущего — понятным и доступным всем. Бразильская публика быстро заинтересовалась модернистской архитектурой, а вот дизайн не сразу был принят. Потребовалось время и международное признание, чтобы он стал ценностью внутри страны. С тех пор глобальный контекст остается важным для бразильских дизайнеров: участие в международных проектах по-прежнему повышает значимость и видимость их работы.Сегодня бразильский дизайн продолжает опираться на модернистское наследие, но развивается в сторону большей экспериментальности, устойчивости и авторского высказывания.
Что еще определяет современный дизайн-ландшафт Бразилии?
Одним из символических истоков бразильской культуры, в том числе дизайна, можно считать фигуру Тарсилы ду Амарал — художницы, которую называют «мамой бразильского модернизма». Получив образование в Париже в эпоху расцвета европейского модернизма, она вернулась в Бразилию с пониманием того, что хочет говорить на языке современности, но по-своему — через местный контекст и собственную идентичность. Вместе с писателем и философом Освалдом де Андраде они сформулировали манифест культурного каннибализма.
Идея культурного каннибализма состоит в том, чтобы поглощать лучшее из мировой культуры, «переваривать» это внутри своей традиции — и создавать новое, подлинно свое.


Эта философия до сих пор определяет дизайн-ландшафт Бразилии. Множество авторов учатся и работают за рубежом — в Европе и США, — отлично ориентируясь в глобальном контексте. Но при этом главной ценностью для них остается поиск собственной выразительности. Они стремятся не просто следовать трендам, а формировать аутентичный язык, в котором соединяются культурная память, индивидуальность и живое отношение к материалу.
Какие особенности практики современных бразильских дизайнеров вы можете выделить? Какую роль в их творческой практике занимает работа с наследием?
Современные бразильские дизайнеры уникальны тем, что создают актуальные и самобытные предметы, опираясь на опыт своих предшественников. Они глубоко погружаются в контекст, экспериментируют с формами и материалами, бережно относятся к ресурсам и локальному производству. При этом каждый стремится найти собственный голос — и довести его до идеальной выразительности.Наследие для них — не догма, а, скорее, источник памяти и вдохновения. История бразильского дизайна сравнительно молода и при этом невероятно яркая. Она началась позже, чем в Европе, и потому не обременена академизмом. Современные авторы свободно переосмысляют традиции — не столько копируя формы, сколько переопределяя материалы, подходы и смыслы. Они уважают прошлое, но говорят от себя — свежо, смело и по-новому.
С какими материалами и техниками они работают?
Латинская Америка, и в особенности Бразилия, богата природными ресурсами — от ценных пород древесины до разнообразных видов камня. Это многообразие материалов формирует особый язык предметов и усиливает их уникальность. Первая ассоциация с бразильским дизайном — редкие, практически исчезнувшие породы дерева, которые невозможно встретить больше нигде в мире. Современные дизайнеры бережно относятся к этим ресурсам, стремятся использовать их осознанно и устойчиво. Например, Занини де Занине Калдас создает свои объекты из древесины, которая ранее использовалась в архитектуре, или находит упавшие деревья в охраняемых природных зонах, возвращая им новую форму и смысл.


Предметы по дизайну Занини де Занине Калдаса
Как вы видите развитие современного коллекционного дизайна в регионе?
Развитию современного коллекционного дизайна в регионе способствует участие молодых авторов в локальных и международных выставках, ярмарках и конкурсах, а также возможность войти в мировой контекст и быть услышанными. Для многих бразильских дизайнеров по-прежнему важна Миланская неделя дизайна — как точка входа в глобальный диалог.Мотивируют и истории успеха тех, кто прокладывал путь до них. Так, братья Кампана, создавшие уникальный язык, в котором соединились местные материалы, ремесленные техники и уличная эстетика, отразили бразильскую идентичность с ее яркостью, хаосом и живой энергией. Они прошли путь от непонимания и желания все бросить до признания на международной сцене. Их история — напоминание о том, что подлинность и верность себе в итоге обретают высшую ценность и признание.На сегодняшний день коллекционный дизайн Латинской Америки уже достаточно интегрирован в международный контекст. Многие ведущие галереи и музеи включили бразильский дизайн в свои коллекции. Этот процесс начался относительно недавно, но интерес к латиноамериканскому дизайну продолжает расти — благодаря уникальному сочетанию мастерства, художественного высказывания и сильной культурной идентичности.Особенно важен путь, который проходит каждый автор: в поиске формы, оттачивании мастерства, верности своему высказыванию и любопытстве к материалу. Это делает каждый предмет уникальным. Именно поэтому так важно «поймать» момент — многие из этих объектов существуют в очень ограниченном количестве и со временем становятся настоящими коллекционными редкостями.
Потенциал у латиноамериканского дизайна огромный — и он находится в процессе своего раскрытия.

Насколько латиноамериканский дизайн интересен российской аудитории?
Аудитория коллекционного дизайна — это не только классические коллекционеры, но и архитекторы, дизайнеры, те, кто глубоко погружен в историю дизайна и ценит уникальные предметы как важную часть своих проектов. Именно они придают пространствам многослойность и индивидуальность. Мы впервые представили бразильский дизайн на ярмарке Cosmoscow в 2024 году и получили очень теплый отклик. Российская публика — особенная: внимательная, «насмотренная», тонко чувствующая. В нашей коллекции есть предметы музейного уровня — по-настоящему редкие и значимые. И мы рады, что российская аудитория это почувствовала и оценила. Для нас большая радость открывать латиноамериканский дизайн новой аудитории. Впереди — интересные проекты и новые имена, которыми мы с удовольствием будем делиться.
Все фотографии предоставлены We Gallery.