
Иван Коршунов: «Выставка в галерее ART SPACE — это рассуждение о современном обществе в эпоху консьюмеризма»
Недавно на арт-карте столицы появилось новое пространство ART SPACE от Группы «Эталон». Галерея, расположенная в деловом квартале «Серебряный фонтан», открылась персональной выставкой Ивана Коршунова «Эсхатология XXI века». В своих работах автор размышляет о вечных вопросах и переносит библейские сюжеты в современный контекст. Мы поговорили с художником о его профессиональном пути, важности академического образования в искусстве, храмовой живописи и вариативности канона.
Иван, расскажите про свое творчество. Как бы вы описали жанр, в котором работаете?
Я работаю в жанре гиперреализма, выполненного трехслойным методом живописи, и везде стараюсь его популяризировать. Это довольно популярная техника, которая была распространена в западноевропейском искусстве, а после реформ Петра I пришла и в Россию — после того как он отправил учиться в Италию первых «пенсионеров» (то есть «казеннокоштных учеников», или стипендиатов; в 1716 году по приказу царя туда были направлены братья Иван и Роман Никитины. — Прим. ред.). При использовании этого метода на живописную поверхность накладываются три слоя. Первый слой — гризайль. Представители разных школ живописи наносили ее по-разному. Например, Караваджо делал черно-белую гризайль, а во Флоренции была популярна гризайль зеленоватого оттенка. В знаменитой венецианской школе живописи она писалась с применением красной охры, почти кирпичного оттенка. Второй слой представляет собой пропись цветом, а последний тонкий слой — это лессировка. Очень удобно: как будто наносишь акварельную или масляную краску, но при этом пишешь полупрозрачно, чтобы что-то сделать поярче, а что-то, наоборот, пригасить. На протяжении веков техники варьировались, но метод трех слоев работал всегда.
Вы говорите, что ваши работы провоцируют диалог о времени, традициях и современности. С какими темами и сюжетами вы работаете чаще всего и почему?
Мне кажется, в моем творческом методе встречается большое количество тем, вокруг которых часто формируются целые проекты. Это сюжеты, которые созвучны моему ощущению мира в определенный момент времени. Есть темы, которые поднимаются в проекте лишь раз, воплощаются в нем, и больше я к ним не возвращаюсь. Есть те, которые красной нитью тянутся от проекта к проекту. Среди них, например, тема «Богооставленности в современном обществе потребления». Ей посвящен мой последний проект «Эсхатология XXI века», который сейчас выставляется в новом пространстве ART SPACE. Отчасти она прослеживалась в проектах «Суррогаты», представленном в Музее Эрарта, и «Поцелуй!» в FINEART GALLERY. Размышления о традициях и современности, а также о христианском культурном коде воплощались в проектах «Молчание ягнят» и «Ребро Адама».

Коршунов Иван. Fallen
196 x 105 см, холст, масло
Тему жизни и смерти, мимолетности времени и эсхатологического исхода можно заметить в проекте «Живые-Мертвые», который выставлялся в ММОМА. Похожие мысли читались в проектах «Ольшанка» и «Второе Я».
Был ли момент, когда вы четко решили заниматься живописью?
Помимо того, что у меня довольно хорошее академическое образование (Иван Коршунов окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова. — Прим. ред.) — на мой взгляд, одно из лучших не только в стране, но и в мире, — у меня есть второе образование, полученное в Институте проблем современного искусства, ныне Институт современного искусства Иосифа Бакштейна.Получение академического образования — это длительный процесс: у меня за плечами художественная школа, институт и несколько лет написания диссертации. Так что решение идти в этом направлении было естественным и логичным.

Иван Коршунов. Стена
180 х 180 см, холст, масло
Как вам кажется, академическое образование обязательно для того, чтобы заниматься изобразительным искусством профессионально?
Многие художники справляются без него. Так вышло, что я его получил. Я сразу встроился в этот процесс, но, конечно, у меня возникали вопросы: «А что мне теперь делать с этим образованием?». Потому что это такой чемодан без ручки — здоровый, тяжелый, и непонятно, куда его брать. Это отдельная проблема академического образования, которое совершенно оторвано от жизни. Раньше, в советское время, это работало: художнику было понятно, ради чего он получает образование, для чего учится писать много лет. Это был условный социальный лифт. Люди приезжали из провинции, и, если умели хорошо писать и рисовать, дальше все было в порядке: художники очень хорошо зарабатывали, в разы больше, чем инженеры. Это была выстроенная система, где государство выступало в роли заказчика.

Иван Коршунов. Перо
138 х 222 см, холст, масло
Сейчас многое поменялось. Собственно, поэтому я и пошел учиться в Институт проблем современного искусства — чтобы хоть как-то это замечательное академическое образование адаптировать к современной жизни.Тем не менее, академическое образование по-прежнему престижно. Например, сейчас мы готовим большой проект «Русские метамодернисты». Это проект поколения моих ровесников, родившихся в 80-е, которые так или иначе встроены в современное искусство и являются его боевыми единицами. Они не маргиналы — они популярны, покупаются и выставляются. Все с академической базой, все умеют писать и рисовать, продолжая применять эти навыки в своем творчестве.
Вы участвовали в большом количестве выставок. Есть ли те, которыми вы особенно гордитесь?
Точно горжусь тем, что мои работы есть в коллекции Русского музея.
Никогда не доводилось сталкиваться с отменами или закрытиями выставок?
Нет. Но даже когда мы готовили новую выставку в галерее ART SPACE, то немного опасались, что скажут люди. Потому что некоторые работы были сделаны еще 10-15 лет назад, а время с тех пор изменилось. Некоторые из этих картин выставлялись в Европе, и там зрители сразу считали культурный код, им было понятно, о чем я говорю в своих работах. Во время выставок в Китае все было иначе. В ходе подготовки к одной из них я заметил, что у галериста очень странный выбор: все отобранные им картины были без людей. На мой вопрос о причинах подобного выбора он ответил, что многим его соотечественникам неприятно смотреть на европейские лица.
Это культурный код — где-то он работает, где-то нет.
У вас достаточно трепетное отношение к христианству — вы даже занимались росписью храмов.
По первому образованию я художник-монументалист, и нас учили абсолютно всему: писать картины и фрески, класть мозаику, вырезать сграффито. Храмовая живопись лично для меня — отдельная история, я по-прежнему ее очень люблю. Хотя сейчас занимаюсь этим гораздо реже — последний храм расписал во время пандемии. Я также участвовал в росписи Храма Христа Спасителя. Храм — это сложносочиненное пространство. Как его организовать и обыграть — очень интересные творческие задачи.


Проект и роспись купола храма Великомученика Никиты в с.Никитское, Домодедовский район
Как вы пришли к храмовой живописи? Расскажите о вашей первой росписи.
После окончания аспирантуры я получил научную степень кандидата искусствоведения. Тема моей диссертации звучала как «Монументальная живопись Кипра. Храмы Троодоса XIV-XVII вв.», так что о храмовой живописи я знаю не понаслышке. На моем счету десять расписанных храмов. В росписи некоторых из них я принимал участие под руководством своих профессоров, а какие-то проекты вел полностью сам. Моим первым опытом в храмовой монументальной живописи стала работа над художественным убранством храма Софии Премудрости Божией на Лубянке. Я тогда еще учился на четвертом курсе института.

Проект и роспись храма Ильи Пророка. Деревня Дыдылдино. г.Видное
Как на ваше творчество реагируют настоятели храмов?
По-разному. Важно понимать, что, расписывая храм, ты работаешь с каноном. Вообще, храмовая живопись — это отдельный вид искусства, большой пласт культуры. Особенно это касается современного храмового искусства. На эту тему уже довольно долго идут дебаты: мы живем в XXI веке, и даже от батюшек есть запрос на что-то новое. Мы строим храмы из железобетона — то есть бетонной архитектурой имитируем архитектуру кирпичной кладки XVII.
С одной стороны, есть запрос на нововведения, а с другой — это новое должно встраиваться в рамки канона.
Отсюда возникает вопрос — что такое канон? У меня есть друг, кандидат исторических наук, специалист по Византии. Он рассказывает, что как такового канона в храмовой живописи нет, но есть традиции. Ведь канон — это свод четко прописанных правил. Канон, как вести службу, существует. А особого канона, как рисовать, нет. Поэтому в церковном искусстве очень много, на первый взгляд, противоречивых вещей. У нас есть, например, академическая живопись XIX века, ярким примером которой является Храм Христа Спасителя, а есть живописная традиция XVI-XVII веков, и между собой, с пластической точки зрения, они вообще никак не коррелируются. К примеру, есть традиционное мнение, что на иконе не должно быть тени, а вся академическая живопись построена на светотени. И эти базовые принципы в храмовой живописи постоянно входят в противоречия друг с другом.

Роспись сводов Храма Христа Спасителя (Нижний храм — Церковь Преображения Господня), Москва
По какому принципу отбирались работы для выставки в галерее ART SPACE и как они организованы в экспозиции?
Это ретроспективный проект. Здесь собраны работы разных лет, некоторые из которых ранее выставлялись только в Европе, и российская публика их ни разу не видела до настоящего момента. Картины из нескольких проектов объединены общей концепцией. Это рассуждение о современном обществе в эпоху консьюмеризма.

Как бы вы сформулировали посыл этой экспозиции?
«Люди, одумайтесь!». Это своего рода поиск Бога в обществе консюмеризма, в обществе потребления, в богооставленном мире.
Как вы думаете, какие возможности для художников открывает пространство ART SPACE?
Это интересное сложносочиненное пространство, с которым очень приятно работать. Думаю, возможности для художников в нем практически безграничны. В целом, такая интеграция искусства в смежные области, в том числе архитектуру и девелопмент, — это хорошая тенденция. Такие проекты превращаются в подлинные «места силы» и точки притяжения культурной жизни. Хочется верить, что этот процесс будет только набирать обороты.
Выставка «Эсхатология XXI века» открыта с 12:00 до 20:00 со вторника по воскресенье. Адрес: ул. Новоалексеевская, 16 к1, этаж -1
Все фотографии предоставлены галерей ART SPACE.

