TRY architecture: «Для нас очень важно взаимодействие общества с архитектурой»
Авторы павильона «Снегосад» в Зарядье, архитекторы молодого московского архитектурного бюро TRY architecture рассказали нам о важности пробовать новое, взаимодействии и взаимовлиянии человека и архитектуры, культурных парадигмах и проектах мечты.
Справа налево: Даниил Кузнецов, Филипп Сечкин, Никита Зайцев
У вас интересное название TRY architecture, как оно появилось? Означает ли оно попытку создать что-то новое?
Даниил: О, мы очень долго думали над названием! Сначала было название Lavka, и под ним мы даже дали интервью телеканалу «Культура». Мы придумали его, когда учились на 3 курсе МАрхИ, но в какой-то момент оно потеряло для нас актуальность.На названии TRY мы остановились, в первую очередь, потому что оно отражает наш творческий метод: поиски и пробы. Таким образом можно решить любую задачу: берешь и пробуешь, пока не получится классно, если не получается – пробуешь заново. Плюс, в это название заложен и некий призыв: обратись в try – попробуй архитектуру!
Филипп: Само слово TRY плакатное, ясное и понятное для общества. Мы живём в мире, в котором рутинные задачи стремительно сходят на нет. Процессы автоматизируются, человек, обладая неограниченным доступом к любой информации, начинает постигать новое, не затрачивая колоссального времени на получение уже изученного. Раньше, до изобретения телеграфа, общество следовало принципу «так жили наши деды и прадеды», а сама история человечества делилась на примерно равные по информационной насыщенности промежутки – до изобретения парового двигателя и после. Сейчас, после покорения скорости света в передаче информации, человечество может изобретать постоянно, не останавливаясь; пробовать что-то новое каждый день.
Проект TRY architecture для фестиваля «ВХУТЕМАС. 100 лет»
В большинстве ваших проектов – «Снегосаде», павильоне ВДНХ, Районных Рядах – люди становятся со-творцами пространства, оживляя и в каком-то смысле изменяя архитектуру (в рамках задуманных вами сценариев), почему выбран именно такой подход?
Филипп: Для нас очень важно взаимодействие общества с архитектурой. Архитектура должна разговаривать с людьми на понятном им языке, увлекать. Сегодня все больше возрастает важность диалога, и мы способствуем его поддержанию, превращая людей в со-творцов. Кроме того, это просто удобно. Интерактивность стала неотъемлемой частью жизни современного человека. Соцсети и видеоигры устроены так, что ты должен с ними взаимодействовать, иначе они не работают. Мы просто переносим этот опыт на архитектуру.
Никита: Очень точно подмечено слово «пространство». Задачей архитектора во все времена было создание пространств. И создает он их для людей, тем самым разрабатывая среду обитания. При этом социум – люди, связи между ними, отношения и средства коммуникации – является неотделимой частью такой среды. А это значит, что социум – это такой же материал для работы архитектора, как и объёмы, материалы, различные малые и крупные формы.
Проект TRY architecture «Снегосад» в Зарядье
Деяну Суджичу, директору лондонского Музея дизайна, принадлежит такое изречение: «Существуют обнадеживающие свидетельства того, что проявляющие толерантность города процветают больше, чем те, где терпимость отсутствует». В описании вашего проекта Районных Рядов вы упомянули о формировании сообщества и добрососедства за счет вовлечения, соучастия людей. Как вы думаете, может ли человекоориентированная архитектура способствовать укреплению толерантности городов и дальнейшему их процветанию?
Даниил: Какое ясное определение «человекоориентированная архитектура»! На наш взгляд, архитектура другой быть и не может.Современное общество страдает от неравенства и, соответственно, разобщенности. Конечно, архитектура не играет решающей роли в решении этих проблем, она лишь снимает симптомы. Но если мы нашей работой можем хотя бы немного сблизить людей, это уже что-то.
Никита: Архитектура не может быть не человекоориентированной, потому что без человека она теряет свой смысл. Даже заброшенные города и цивилизации, где людей больше нет, – для человека, потому что социум многомерен и существует не только в настоящем времени. Руины, повествующие о прошлом, обозначают нам вектор развития человечества в будущем.
Что касается толерантности, то человека формирует среда, которая его окружает. Например, архитектура брутализма, «саблайма» – это следствие окончания войны, следствие самосознания человека как героя, полубога. А теперь вспомните, когда вы посещаете подобные сооружения уже намного после мировой войны и великого переустройства, что в вас формируется? Посещая квартал EUR в Риме или Барбикан в Лондоне, что вы чувствуете?Архитектура влияет на все аспекты человеческого бытия, меняет самого человека, но, к сожалению, всё не так просто, как многие предполагают. Эти изменения не линейны. Что можно сказать о радикалах, уничтожающих величайшие архитектурные творения могущественной в прошлом восточной цивилизации? О крестоносцах? О современных англичанах, считающих свою архитектуру середины прошлого века «уродливой и не достойной их уточнённой сущности»? Или же, может, о социуме, допустившем пожар в Нотр-Даме, который перенёс бомбёжки, но не пережил современную и такую прекрасную толерантную Европу? Или, например, что может сказать сгоревшая деревянная церковь в Кондопоге, стоявшая там веками, о современной России?Архитектура влияет на человека всегда, но в разные эпохи – по-разному. Мы создаём архитектурные объекты сейчас, предугадывая отношение общества к ним. Однако не в силах архитектора понять, как результат его деятельности отразится на людях в будущем.
Проект TRY architecture «Снегосад» в Зарядье
В проекте «Снегосад» одна из заложенных вами метафор – образ рассветного солнца, которое встает над хвойным лесом. Насколько, по вашему мнению, метафоричность свойственна/необходима современной архитектуре?
Даниил: Для нас архитектура это, в первую очередь, вид искусства. Значит, метафоричность здесь важна так же, как в поэзии, кино и музыке. И из стихотворения можно убрать метафоры, но тогда это будет частушка. А мы люди творческие. Нам не интересно сочинять частушки. Нам подавай поэмы!
Никита: То, что человек делает своими руками, – это искусство. Современное проектирование, развитие автоматизированного подхода, вопреки мнению многих скептиков, помогает архитектору избавиться от рутины и начать созидать, не отвлекаясь на банальные проблемы. Всё искусство – отражение человеческой культуры, символ самосознания социума в рамках конкретной эпохи. В конце ХХ века изобрели интернет и его «связующее» – ссылки. Для нас сейчас ссылки с ресурса на ресурс – это обыденность. Так мы познаём информацию. Но если посмотреть на культуру на метауровне, то становится понятно, что метафоры, наравне с другими приёмами вроде отсылок, – это «ссылки» и «связующее» между разными частями нашей культуры и окружающей нас природной средой, которые помогают собирать информацию о ней. Поэтому они столь важны.
Проект TRY architecture «Снегосад» в Зарядье
Для музея Москвы к 100-летию выставки ВХУТЕМАС вы создали тематическую елку, светозвуковую инсталляцию. «Снегосад» был также вдохновлен идеями авангарда. Какие, по вашему мнению, идеи/принципы того времени (начала 20-го века) уместны сегодня или могут быть интересно интерпретированы/адаптированы к современным реалиям?
Филипп: Мы с большим уважением относимся к авангарду. С точки зрения эстетики, чистота форм и геометрии – это как раз его наследие. И современный архитектор не может проектировать без оглядки на достижения начала 20 века.
Если говорить про идеологию, то многие идеи, связанные с построением общества через архитектуру, безусловно, актуальны. Например, в СССР были дворцы культуры – те места, где люди собирались по интересам и общались. Сейчас вместо дворцов культуры – пустота. Нашим проектом Районных Рядов мы, по сути, заполняем эту пустоту. Это новый районный дворец культуры. Здесь жители района могут посещать лекции и мастер-классы, узнавать друг друга, социализироваться.
Никита: Ранее уже было сказано, что социум многомерен. Мы не можем разрабатывать среду человеческого обитания с учетом только настоящих факторов. Важно принимать во внимание и историю, и существующее пространство и то, каким это пространство будет в будущем. История торговых рядов в этом смысле – прекрасный пример. Типология самих рядов менялась из века в век, проявляя всё новые аспекты действительности, например, в виде рядов на городской площади или даже торговых центров перед вокзалами (тут не столь важно отношение к данному феномену, главное, что он есть). Районные Ряды отвечают современной действительности, децентрализации общества из-за пандемии в частности и новых технологий в целом. В Вешняках торговые ряды появились во времена СССР. И это пространство связано с такими феноменами, как многофункциональные жилые комплексы. Если объединить историю рядов (и в XX веке, и ранее), само пространство районного двора, современную ситуацию пандемии и будущее, связанное с упрощением коммуникации между людьми, мы получаем некую повестку, которая и легла в основу Районных Рядов.
Проект TRY architecture «Районные ряды»
Над каким проектом вам было бы интересно поработать?
Даниил: Когда я поступал в МАрхИ, то представлял, что буду автором города на Луне, а еще я всегда хотел проектировать дома, в которых будут жить счастливые люди. Пусть так и будет.
Филипп: Я очень люблю спорт, в частности футбол, и до недавнего времени меня интересовали спортивные объекты. Всегда было интересно спроектировать футбольный стадион, на котором бы проходили матчи Чемпионата Мира, например.
А если глобальнее, то хотелось бы создать сеть качественных и стильных гостиниц по всей России. Сейчас, в условиях пандемии, интерес к туризму в родной стране значительно вырос, и проблема отсутствия хороших отелей особенно актуальна. Все мы знаем, что в России есть огромное количество красивых мест, но отсутствие развитой инфраструктуры не позволяет ими полноценно насладиться. Мне было бы очень интересно создать глобальную сеть отелей, каждый из которых был бы по-своему уникален и отвечал духу места.
Никита: TRY своей целью как раз и ставит развитие таких идей. Я очень ценю современных архитекторов, учёных и бизнесменов, бросающих вызов своим мечтам. Я хотел бы, чтобы моя жизнь сложилась так же. У меня есть одна глобальная мечта – обновить современное представление об архитектуре. Сейчас вся жизнь людей сконцентрирована у них в смартфонах. К этому, кстати, причастны не только гиганты Кремниевой долины, но и основоположники современного дизайна и искусства школ авангарда, ВХУТЕМАСа и Баухауса, – графические интерфейсы, системы взаимодействия пользователя с устройством, графический и промышленный дизайн. Я же хочу, чтобы для людей архитектура и окружающая их среда были не менее важны, чем приложения в телефоне, чтобы люди, наконец, почувствовали это и начали бережно относиться к этой самой среде.
Проект TRY architecture «Ёлка ВХУТЕМАС»