Основательницы SAMPLE: «Мир современного искусства – это как улица, на которой десять баров»
SAMPLE – мультидисциплинарный проект, основная задача которого – развеять стереотип о недоступности современного искусства, наладить диалог между молодыми художниками и коллекционерами и «вырастить» новое поколение коллекционеров. Проект был основан в 2016 году Анной Наумовой и Софьей Симаковой, а в 2018 году к нему присоединилась Александра Лекомцева. За время своего существования SAMPLE провел 6 аукционов, 3 выставки и продал более 600 работ. Мы поговорили с основательницами SAMPLE о моде на искусство и в искусстве, современных коллекционерах и о том, как меняется рынок современного искусства.
Расскажите о создании проекта SAMPLE – как он появился?
Софья Симакова: Я куратор, Аня Наумова – художник, и она придумала этот проект, в первую очередь, для художников. Мы поняли, что есть талантливые молодые художники, которые не знают, как начать выставлять и продавать свои работы, и есть люди, которые хотят приобрести оригинальное произведение, а не постер для украшения интерьера, но у них пока нет возможности купить холст за $10,000. Между ними необходим медиум, модератор – вот с таким пониманием своей позиций и появился SAMPLE. Сегодня проект изменился, конечно.
Аукцион Hillel x SAMPLE в галерее «Триумф»
Проект SAMPLE был основан около трех лет назад. Как за это время изменился рынок искусства в России?
Александра Лекомцева: Появилось много схожих проектов, покупателей стало больше, интерес к искусству вырос, появилось понимание, что это не роскошь, а базовая потребность – иметь дома на стенах искусство, «средний чек» становится меньше. Новые, а тем более состоявшиеся, коллекционеры готовы тратить деньги на молодое искусство, им интересно вкладывать в молодых художников, следить за их ростом.
В целом, процессы внутри индустрии стали более независимыми.
Александра Лекомцева: Для того, чтобы организовать выставку или продать работу, уже не нужно одобрение крупных галерей или отдельных людей – сообщество разрослось, теперь это молодые люди, готовые помогать друг другу ради общего блага. Разные инициативы объединяют художников, кураторов, выставочных менеджеров, теоретиков. Такие площадки становятся стартом для тех, кто хочет связать свою карьеру с миром искусства, и кому еще три года назад пришлось бы идти стажером в галерею или продавать билеты в музее.
Вы делаете ставку на молодых художников с зарубежным образованием (поправьте, если я не права). Академическое образование для художника это важно?
Софья Симакова: В проекте SAMPLE есть совершенно разные авторы. Европейское художественное образование в сфере современного искусства гораздо сильнее, чем в России, но оно почти никогда не является академическим. Лучшее сочетание, на мой взгляд, это когда автор получил академическое образование – у него твердо стоит рука, усвоены законы композиции и прочего, – а после отучился в Европейском институте с более современной направленностью. Там появляется «насмотренность», свобода, теоретические знания. Многие решаются на эксперименты, но с академическим фоном они выглядят очень уверенно и профессионально, какими бы смелыми ни были идеи.
Выставка работ художников SAMPLE Музее Парка Горького
Можно ли спрогнозировать будущий успех начинающего художника, от чего, по вашему, он зависит?
Анна Наумова: Можно. Есть маркеры, которые выдают талант, но это вещь субъективная. Если говорить о более сухих факторах, то это образование, техника, в которой работает автор, как ни странно, его коммуникативные способности и работоспособность.
Кто такие современные коллекционеры? Как вы их видите?
Александра Лекомцева: Коллекционеры и люди, покупающие искусство для украшения интерьера, – это разные люди, даже если у вторых работ больше или они дороже. В коллекциях все же есть логика: это работы конкретных авторов, эпохи или техники. На наш взгляд, такого последовательного коллекционирования становится все меньше, покупки совершаются более импульсивно, по принципу «нравится». Также в эпоху интернета можно исследовать художников со всего мира, совершать покупки онлайн, поэтому коллекции становятся более разнообразными. На аукционах мы можем видеть наших покупателей, и они очень классные. Это люди, которые получают настоящее удовольствие от приобретения предметов искусства.
В чем преимущество аукционов перед покупкой предметов искусства онлайн?
Анна Наумова: В первую очередь, на аукционе работы можно увидеть вживую, в пространстве, рассмотреть их, соизмерить масштаб с местом, которое предназначено произведению дома. Все работы продаются оформленными – это упрощает путь. Также на аукционах мы всегда рассказываем не только о художнике, но и о конкретно представленном произведении. А еще аукционы – это очень азартный и захватывающий процесс!
Pop-up выставка SAMPLE в галерее Booroom, она продлится до 23 марта.
Кто ваши конкуренты и как вообще вы относитесь к конкуренции?
Софья Симакова: У нас нет как таковых конкурентов, есть проекты схожие по идее, но студентов Лондонского королевского колледжа искусств, например, можно найти только у нас.
SAMPLE – это не магазин искусства, это кураторский выбор, в котором очень чувствуется наш глаз и вкус.
Софья Симакова: В отличие от идентичных платформ мы выбираем не тех, кто актуален или «на слуху», а тех, кто нам по-настоящему нравится, будь то художник с тремя персональными выставками за спиной или студент бакалавриата. Отношение к конкуренции сложно сформулировать. Здорово, что появляется все больше проектов – это значит, что индустрия растет, растет и интерес. Мир современного искусства – это как улица на которой не один, а десять баров. Они не конкурируют друг с другом, а помогают: человек выпил в одном месте, пошел в другое, в третье. Увлечение подогревается и поддерживается разными событиями и процессами, вне зависимости от того, кто их проводит. Конкуренция – это здоровое состояние экономики.
Существует ли мода на искусство? И если да, то что сейчас в моде?
Софья Симакова: Мода на искусство и мода в искусстве – две разные вещи. В России все тренды появляются с запозданием, но зато в тройной силе. В какой-то момент Венецианская биеннале и Art Basel Miami Beach стали любимыми точками российского «десанта». Разбираться и собирать искусство стало модным, но еще моднее проводить время на вернисажах, ярмарках и биеннале, вбрасывая в просторы интернета бесчисленное множество постов с хэштегами #intellectual, #contemporaryart, #культурныйвикенд и прочее. Но и это пройдет. Театр уже, кажется, сместил визуальное искусство: «А вы были на Набукко? В Зальцбург едете в этом году?».
Работы художников онлайн-галереи SAMPLE в пространстве нового московского хостела Strawberry Duck, открывшегося в усадьбе XiX века.
Софья Симакова: Другое дело – тренды в искусстве. Они обусловлены самыми разными факторами: от появления новых технологий, как было в эпоху вездесущего видеоарта, а позже кинетического искусства, до политических и социальных явлений.
Сегодня главным признаком современного искусства можно считать его глобализацию.
Софья Симакова: Вспомните, раньше с полуоборота можно было вычислить художника из Кореи, России или Англии, а сейчас национальные характеристики почти размыты. Также можно отметить некую «тоску по модернизму»: трижды похороненная и воскрешенная живопись, книги художников, тиражная графика, акварель. Интересно также, как изменилась сама индустрия: с появлением Instagram художники все реже подписывают контракты с галереями, у них есть полная свобода и возможность продвигать и продавать свои работы без покровителей. Это не может не менять общий фон, но явление пока слишком новое, чтобы сделать вывод.
В отличие от живописи и графики, которые обретают дом в частных интерьерах, скульптура, кажется, все еще невостребованной. Как вы думаете, почему?
Анна Наумова: Нельзя сказать, что скульптура, в классическом ее понимании, непопулярна, просто она требует больше пространства, некие подиумы или ниши. Вообще, скульптура и керамика – тренд 2019 года. Все более и более активными становятся изделия из керамики, они преодолели свой домашний функционал и стали предметами искусства и интерьера. В SAMPLE есть скульптор Аполлинария Броше, нее прекрасная керамика, и в этом году к проекту присоединятся новые скульпторы.