Бюро S Y N D I C A T E: «Мы находим красоту в неординарности»
Московское архитектурное бюро S Y N D I C A T E сформировалось только год назад, а теперь они проектируют Garage Screen, куда мы будем ходить смотреть кино летом. Хорошее начало! В рамках темы месяца Design Mate в январе, «Дизайн как старт», мы записали с ребятами короткое интервью о проекте кинотеатра для «Гаража» и других проектах бюро, а еще о творческом методе и отношении к искусству.
Когда сформировалось бюро и кто его архитекторы?
Наше бюро сформировалось год назад, но проекты мы начали вместе выполнять намного раньше. Уже четыре года мы участвуем в конкурсах и выполняем проекты различного масштаба. Сейчас нас четыре человека, у каждого свой опыт, мы все работали в крупных зарубежных офисах, таких как Herzog & de Meuron, E2A, выполняли крупные проекты в Москве. В какой-то момент мы поняли что пора делать что-то свое, сформировалось свое понимание архитектуры и после этого нас было не остановить.
Что вы имеете в виду, когда говорите, что каждый проект должен читаться, как текст?
«Читаться как текст» не нужно воспринимать буквально. Говоря так, мы имеем в виду, что каждый проект — это история, которую можно понять, изучив объект.
Каждый проект, прежде всего, должен быть интеллектуально интересным. Это значит, что зритель / посетитель с каждым разом будет находить в нем все больше интересных моментов. Это значит, что нет банального восприятия объекта, как, например, когда кроме фасада в здании ничего нет. Объект должен интересно взаимодействовать с контекстом на разных масштабах, от градостроительного, до масштаба детали.
Кинотеатр Garage Screen
Какой текст должен прочитать зритель, глядя на проект Garage Screen?
Прежде всего, это история. Мы назвали ее «Смотреть и быть видимым». Просмотр кино превращается в перформанс, с одной стороны зритель смотрит кино, но в то же время посетители площади превращаются в зрителей. С другой стороны идею прозрачности можно прочитать во внешней оболочке кинотеатра. В зависимости от угла обзора, она может быть как прозрачной, показывая внутреннюю структуру павильона – тем самым кинотеатр становится экспонатом перед музеем «Гараж», – так и сильно отражающей, тем самым растворяя павильон на площади.
Как велась работа над этим проектом?
Сложно выстроить это в какой-то линейный процесс. Мы шли от основной идеи и пытались выразить ее архитектурным языком. В то же время нам было предоставлено жесткое техническое задание, которое мы максимально постарались соблюсти. Пробовали много вариантов, консультировались с конструкторами. В итоге мы нашли объемное решение, которое бы соответствовало идее, и начали пробовать различные материалы, которые, в свою очередь, меняли архитектуру павильона. И так до тех пор, пока не получилось то, что вы видите.
Один из первых ваших проектов – Lavka Lavka Market. Стойки и витрины вы собрали из деревянных ящиков. Как отличается подход к разработке проекта в зависимости от доступных для его реализации средств?
Работая с LavkaLavka, мы не шли от бюджета. Основной задачей было соответствовать стилистике заказчика и уложиться в сроки. Все элементы изготовлены из паллет и бобин для кабелей. Мы не видим проблемы в размере бюджета, главное изначально понять рамки, в которых необходимо работать. Придумать не банальное решение из дешевых материалов возможно, сложнее удешевить концепцию, сохраняя ее архитектурные и эстетические решения.
Lavka Lavka Market
Оба проекта – временные. Как эта временность сказывается на работе архитектора?
Нужно ловить момент. С одной стороны, это свобода для архитектора, и можно придумать что-то принципиально новое. С другой стороны, это жесткие ограничения в конструктивных решениях: все элементы должны быть разборными, легкими. Это сильно сказывается на архитектурном облике проекта. Плюс временной архитектуры в том, что она не стареет, она остается только на фотографиях – в своем изначальном облике.
Проект для Никола-Ленивца – это скорее паблик-арт, а не архитектура. В чем принципиальная разница между ними, и о чем должен забыть архитектор, работающий с искусством, а что, напротив, поставить в приоритет?
Нам нравится такой баланс между искусством и архитектурой. Он позволяет искать новые смыслы в том, что ты делаешь. Нельзя сказать, что процесс работы над кинотеатром «Гараж» и проектом для Никола-Ленивца принципиально отличались.
Nikola
Насколько высоко вы оцениваете роль красоты в проекте и в чем для вас заключается понятие «красота»?
Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Красота – это очень неоднозначное понятие. Сейчас есть мода на вещи, которые существуют на грани красоты и уродства, это можно заметить во всех сферах дизайна, от архитектуры до предметов одежды. Мы, наверное, находим красоту в неординарности.