Кто такой Рон Арад и что смотреть на его персональной выставке в Москве
Персональная выставка работ израильского дизайнера и архитектора с мировым именем проходит в Москве впервые.
«Человек из стали» Рон Арад всегда опережал время, шел впереди него: в прошлом веке его называли дизайнером XXI века, в этом – века XXII. И все благодаря постоянному эксперименту с материалами, формами и технологиями. Именно ему дизайнер обязан своими концептуальными и даже провокационными работами, которые нередко называют объектами будущего. Получив классическое архитектурное образование, Арад настойчиво избегал архитектурных канонов и клише, а свои первые работы создавал из строительных материалов, как правило, отходов промышленного производства. Юношеские эксперименты дизайнера с листовым металлом, патинированной и отполированной сталью и алюминием положили начало формированию яркого индивидуального стиля, который вот уже на протяжении более 30 лет выделяет Арада среди прочих. Будь то футуристическое кресло или архитектурное сооружение, похожее на инопланетный корабль, – в руках мастера тяжелые металлические элементы превращаются в хрупкие, гибкие и визуально невесомые конструкции.
Первая выставка Арада состоялась 35 лет назад в Лондоне – там израильский дизайнер стажировался в Архитектурной ассоциации – и мгновенно сделала его знаменитым. Славу принесло кресло, собранное из потертого переднего сиденья автомобиля Rower и стальных трубок от рамных строительных лесов. Оно получило название Rover Chair и в дальнейшем стало приносить автору по $20 000 за экземпляр. Сам Арад на тот момент как раз получил место в лондонском архитектурном бюро, и если бы не найденное на соседней свалке кресло, вряд ли когда-то стал бы дизайнером мебели.
Если бы за две недели до этого кто-то сказал бы мне, что я буду делать мебель, я бы решил, что он сошел с ума
Закрепляя успех, Арад впоследствии выпустил целую коллекцию предметов интерьера, которая была вдохновлена Rover Chair и неуловимо напоминала этот грандиозный проект. Коллекция включала в себя стулья, лампы, книжные полки и прочие предметы самых неожиданных форм, преимущественно из металла. Из года в год дизайнер придумывал все новые предметы, и каждый раз они удивляли и восхищали неподготовленную публику. Сегодня Арад в своем творчестве не одинок, он работает со многими производителями, среди которых числятся ведущие компании мира. Для них дизайнер изобретает специальные предметы ручной работы, которые затем ложатся в основу разработок, предназначенных для промышленного производства.
Арад одним из первых начал экспериментировать с цифровыми технологиями. В частности, в 2000 году он представил коллекцию Bouncing Vases – «Подпрыгивающие вазы». Вазы изготавливались из полиамида путем лазерного спекания. Форму вазы генерировал компьютер, а затем, после печати, картинка удалялась – каждая ваза становилась уникальным объектом, который невозможно воспроизвести снова.
Вместе с тем, Арад работает и в крупных формах. Его архитектурная студия Ron Arad Architects уже реализовала проекты зданий по всему миру. В их числе: Музей дизайна в Холоне, штаб-квартира Magis в Тревизо, шоу-рум Maserati в Модене, многофункциональный центр Médiacité в Льеже, магазин Йоджи Ямамото в Японии и Опера в Тель-Авиве (на фото).
В Москве выставка Рона Арада проходит в Галерее Гари Татинцяна. Это ретроспектива работ дизайнера, представленная серией Pressed Flower – прессованных автомобилей FIAT 500, которые уже побывали в Пинакотеке Аньелли в Италии и израильском Музее дизайна в Холоне; предметами мебели, включая авторский стеллаж для книг Free Standing China, а также уникальным интерактивным объектом, который представляет собой цифровой холст со стеклом вместо бумаги. На нем – с помощью iPad-приложения – кольцо с бриллиантом будет «выцарапывать» надписи и узоры. Идею последнего проекта Арад подсмотрел в поезде на Неаполь: там он увидел парня, который делал своим кольцом рисунки на стекле. «Это напомнило мне изображения Пикассо», – вспоминает дизайнер. Отсюда и название проекта – The Last Train.
Комплекс работ Рона Арада дополнили созвучными произведениями Франческо Клементе, Корнелии Паркер, Кристиана Марклея и нескольких российских авторов. Выставка продлится до 1 февраля 2017 года.
Адрес: Галерея Гари Татинцяна, Серебряническая наб., 19.