
За кем следить: 10 современных выпускников Строгановки
Шехтель, Жолтовский, Кандинский, Врубель, Родченко, Татлин, Маяковский: за два века истории художественное наследие старейшей российской образовательной институции в области дизайна формировали выдающиеся визионеры своего времени. В честь 200-летия университета мы попросили дизайн-продюсера Татьяну Федосову рассказать о сегодняшних выпускниках легендарного вуза. Перешагнув вместе с его культурным бэкграундом в третье столетие, они задают креативные тенденции нового дня, работая с предметами дизайна и арт-объектами.
Татьяна Федосова дизайн-продюсер, преподаватель, куратор Международной выставки мебели, интерьерных решений и искусства ARTDOM (2022-2024)
В эти дни альма-матер отечественного дизайна отмечает большой юбилей. Пока профессиональное сообщество отдает дань восхищения архивным страницам истории школы, новые студенты уже пишут ее следующие главы, решают актуальные задачи, балансируя между уважением к ремесленной традиции, острым чувством современного контекста и смелостью отвечать на вызовы цифровой эпохи.
Бесценный актив строгановцев — возможность оперировать категориями веков. При этом ее 200-летняя история — не пыльный музей, а обновляемая база данных, где каждый эскиз прошлого становится открытым исходным кодом для проектов будущего. Круглая дата и красивые цифры — это не только предлог для ретроспективы и повод прочувствовать глубокую преемственность с фигурами, оставившими после себя колоссальный культурный пласт, но и отличный момент, чтобы обратить внимание на героев дня сегодняшнего.
Семён Лавданский lavdanskystudio.com @lavdanskystudio*


Комод Silver mystics, 2025. Стул Arc, 2024. Дизайн: Lavdansky Studio. Фото: Lavdansky Studio
Дизайнер Семён Лавданский создает авторскую функциональную мебель, вдохновленную эстетикой храмов и церквей. Работая на производственной базе семейной мастерской, занимающейся декоративно-прикладным церковным искусством, Семён использует традиционные техники обработки дерева и металла, открывая для них новое функциональное применение в предметном дизайне. Каждый его объект — это не просто стол или скамья, а артефакт, несущий в себе ремесленный канон и сакральный контекст христианской культуры. Работы Lavdansky Studio становятся событием на ведущих арт-ярмарках Москвы и постоянно представлены в галереях России, Европы и США.
Строгановка для меня — это очень теплые воспоминания дикой молодости.
Михаил Жаглин и Руслан Шерифзянов (ДВКБ) dvkb.co @dvkb.co*


Коллекция фирменной посуды в коллаборации с Яндекс Маркетом, 2021. Фото: DVKB
Керамисты Михаил Жаглин и Руслан Шерифзянов разрабатывают и производят модную посуду и столовые приборы под брендом ДВКБ — Дом Высокой Культуры Быта. За годы работы они накопили внушительный опыт, пройдя большой путь от тесной мастерской до выпуска совместных коллекций с крупными компаниями. Среди кейсов ДВКБ есть совместные проекты с Яндексом, «Азбукой Вкуса», ФК Динамо, Simple Wine, а также предметы в коллаборации с другими дизайнерскими брендами: Supaform, Delo и Aesthetic Objects. ДВКБ профессионально балансируют между двумя полюсами. С одной стороны — создают нейтральные базовые серии посуды для повседневного использования. С другой — концептуальные коллаборации, где керамика выступает не банальной сувениркой, а носителем ДНК бренда — трофейным мерчем, выстраивающим глубокую связь с аудиторией.
Строгановка для нас — это база, в прямом и переносном смысле. Мы выросли там как личностные и творческие единицы. Это наш дом, дом высокой культуры быта.
Дина Боровик @dina_borovik*


Скульптура «Бархатный и большой» из серии «Новый вид», 2025. Автор: Дина Боровик. Фото: Дина Боровик
Дина Боровик создает мультидисциплинарные вселенные, стирая границы между медиумами. Владея навыками монументально-декоративной живописи и опытом театрального сценографа, она конструирует персональную мифологию, основанную на парадоксальном синтезе двух миров — первобытного и фантасмагоричного. Главные герои ее проектов — ироничные динозавры. Это не просто персонажи, а обитатели альтернативной реальности, воплощенные в больших плюшевых скульптурах и красочной графике. Работы Дины становятся тактильными антидотами мрачной действительности, предлагая зрителю яркую, остроумную и жизнеутверждающую альтернативу повседневности.
Для меня Строгановка была проверкой на прочность во всех смыслах: в рисунке — умением видеть и строить форму, в живописи — чуткостью и композицией, а в материале — еще и физической выносливостью.
Дмитрий Близнец и Дарья Блохина @blzncs_x_blokhina*


«Пьета» и «Нефтяная» — арт-объекты из проекта «Железная серия», 2024. Авторы: дуэт Близнец_Х_ Блохина. Фото: Близнец_Х_ Блохина
Дмитрий Близнец и Дарья Блохина — творческий тандем, соединяющий индустриальную жесткость металла с мягкостью ручного плетения нитью. Их проект «Железная серия» — это брутальные декоративные панно, выполненные из стали, акрила и хлопка, несущие выразительные ассоциативные образы. Эти скульптурные полотна препарируют тему контраста, выраженного в различиях цветов, фактур, материалов и характеров самих авторов. Арт-объекты раскрывают перед зрителем визуальную метафору красоты притяжения противоположностей.
В двух словах рассказать, что для нас Строгановка, не получится. Шаблонная фраза про «место силы» вообще не описывает все те эмоции, взлеты и падения, открытия и разочарования, любовь и ненависть, трэш и угар, которые мы там прошли. Однажды попав туда, прежним ты уже не будешь — Строгановка не отпускает.
FRESH.GLASS fresh-glass.ru @fresh.glass*


Столик из коллекции Instinct, 2023. Дизайн: FRESH.GLASS. Фото: FRESH.GLASS
Художники Сергей Мартынов, Даша Болховитина и Анастасия Вишнякова — сооснователь, идеолог и старший мастер студии FRESH.GLASS. Команда исследует природу стекла: его тактильные, эмоциональные и визуальные характеристики. Дерзкая чувственность, рельефная пластика и драматичные световые сценарии превращают их проекты в смелое высказывание. Работы FRESH.GLASS можно увидеть на ведущих международных площадках коллекционного дизайна и в музеях России. Они утверждают новый визуальный статус стекла — как медиума, в равной степени обладающего интеллектуальной глубиной и силой экспрессии.
Для нас Строгановка — фундаментальная база в окружении стен из мозаик и фресок, где мы нарабатывали свой первоначальный опыт и инструментарий. Там преподают энтузиасты и настоящие фанаты своего дела, которые заложили этот фанатизм и в нас. Там почва, из которой нужно прорастать и становиться собой. Строгановка — место, где мы узнали, что мы можем, что мы хотим и кто мы на самом деле.
Artmetallab artmetallab.com @artmetallab*


Светильник Cascata, 2025. Автор: Николай Табачков. Фото: Artmetallab
В эпоху массового производства лаборатория Artmetallab, основанная Николаем Табачковым, транслирует иной подход. Соединяя бескомпромиссное мастерство кузнечного дела с авторским художественным видением, студия создает объекты, которые не просто занимают пространство, а определяют его. Экспертиза команды Artmetallab охватывает весь спектр работы с металлом — от реставрации музейного уровня до разработки концептуальных предметов интерьера и масштабных арт-инсталляций. В противовес сиюминутным трендам Николай создает проекты, способные пережить время.
Для меня Строгановка — это пережитая эпоха. Я застал уходящую плеяду педагогов старой закалки. Каждый из них был творческой глыбой невероятной силы. Там я встретил прекрасных ровесников, таких же ищущих и горящих, как и я. И еще я 12 лет там преподавал. Так что Строгановка — это часть моей жизни, и она навсегда в моем сердце.
Дмитрий Чекучинов @dmitrii_chekuchinov*


Зеркало «Солярис», 2024. Cкульптуры «Городецкие кони», 2025. Автор: Дмитрий Чекучинов. Фото: Дмитрий Чекучинов
Авторский стиль Дмитрия Чекучинова заново пересобирает национальный культурный код. Его предметы дизайна выступают в непрерывном диалоге с народными художественными промыслами, а проверенные веками техники резьбы по дереву обретают современное звучание благодаря сочетанию лаконично окрашенных поверхностей с выразительной линией контура. Практика Дмитрия охватывает как серии анималистических декоративных скульптур по мотивам традиционной русской игрушки, так и функциональные резные коллекции мебели и зеркал для интерьера.
Постоянно вспоминаю своих педагогов из Строгановки, которые воспитали в нас вкус и желание творить. Помню, как каждую консультацию по проекту Юрий Васильевич Случевский — классик советского дизайна — рисовал десятки эскизов и вариантов конструктивных решений. В свои 80 лет он был моложе нас всех душой, показывая на своем примере, как быть настоящим профессионалом.
Александра Ярмольник @yarmolnik_glass*


Лампа из коллекции «Светлые умы», 2017. Автор: Александра Ярмольник. Фото: Александра Ярмольник
Создавая свои дизайнерские арт-объекты, Александра Ярмольник находит идеальный баланс между уважительным отношением к традиционным техникам работы со стеклом и изобретением собственных экспериментальных решений. Ее концептуальный замысел всегда идет в связке с техническими возможностями материала, подсказывая направление развития работы. Коллаборации с российскими заводами и с легендарными муранскими стеклодувами позволяют Александре выходить за рамки собственного студийного формата. Это партнерство обеспечивает особое качество исполнения для самых сложных идей, превращая их в эксклюзивные коллекционные предметы, за которыми охотятся ведущие галереи и выставочные проекты Москвы.
Счастливый человек — тот, кто сделал правильный выбор в образовании и профессионально занимается любимым делом. Я — одна из этих счастливчиков, благодаря Строгановке.
Карина Еганян makovka.space @karinaeganyan*


Полено из серии «Бесконечные истории», 2024. Объект «Царица Ивановская», 2023. Автор: Карина Еганян. Фото: Карина Еганян
Карина Еганян — промышленный дизайнер и мультидисциплинарный художник, в копилке опыта которой есть как премия Red Dot Award, так и курс современной живописи Аси Феоктистовой. Вдохновение и материалы для своих проектов Карина находит в элементах окружающей природы и в аутентичных объектах исконно русских пейзажей. Для передвижной выставки «Сны Цариц» Карина собрала наличники из разных городов и сел центральной части России. После очистки, восстановления и покраски они превратились в рамы для картин и зеркал и были представлены в виде арт-инсталляций под открытым небом.
Для меня Строгановка — это то место, к которому буквально прирастаешь всей душой, всем своим естеством. Это самые теплые воспоминания и жесткие барьеры. Это место научило меня всему, что я умею сейчас. Это атмосфера и люди, которые всегда в моем сердце.
Елена Алексенко aleksenkoelena.com @iguana.ae*


Скульптурный объект «Синий градиент», 2023. Скульптурный объект «Нефть», 2023. Автор: Елена Алексенко. Фото: Елена Алексенко
Художник-керамист Елена Алексенко выстраивает свои объекты словно архитектурные композиции — методом ручной сборки, в процессе свободного моделирования. Ее скульптуры являются результатом перманентных исследований формообразования и пластических возможностей материала. Многослойные глазури и многократный обжиг рождают сложную цветопередачу глубинных градиентных оттенков, которые эффектно смотрятся в пространстве. Современные композиции Елены высоко ценятся в Китае — на родине керамики. В своих работах она делает акцент на визуальной чистоте и способности скульптуры взаимодействовать со средой и зрителем через мощь и слаженность геометрического силуэта.
Самое потрясающее впечатление о Строгановке оставили наши преподаватели — настоящие профессионалы, влюбленные в свое дело. Они не просто передавали знания, а заряжали всех вокруг своей энергией и любовью к искусству.
Фотография на обложке предоставлена Татьяной Федосовой.
*Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена в России.


