Полина Аскери: «Вклад в популяризацию российского искусства может сделать каждый»
В начале сентября в Москве прошла седьмая ярмарка Cosmoscow. Анализируя ее итоги, мы решили поговорить с коллекционером и галеристом Полиной Аскери, основательницей ASKERI GALLERY, о том, насколько арт-ярмарка важна для галеристов и художников, в чем ее особенности и отличия от зарубежных площадок, какие изменения сейчас происходят на арт-сцене и что нужно, чтобы Москва стала вторым Лондоном.
ASKERI GALLERY участвует в Cosmoscow не первый год. Как изменилась ярмарка за это время?
Изменения видны, в первую очередь, среди экспонентов ярмарки. С каждым годом их количество растет, увеличивается процент зарубежных участников. Галереи из Австрии, Италии, Франции и Бельгии очень лаконично разбавили экспозиции российских галеристов. Это заслуга Саймона Риса.
Еще мне нравится, что к презентации стенда коллеги стали подходить с креативом. И если в предыдущие года все отдавали предпочтение классическому решению white cube, то сейчас у нас есть возможность насладиться всеми цветами оформления. Понятно, что дизайнерские концепции привлекают больше внимания и позволяют подчеркнуть особенность произведений, представив их в наиболее интересном ключе. Я сама часто прибегаю к необычным цветовым решениям на стендах ASKERI GALLERY — на Da!Moscow у нас был черный стенд, а сейчас небесно-голубой. Такой подход закономерно сказывается на количестве и отзывах посетителей. На private view ярмарки было очень много гостей, я ловила себя на мысли, что я не могу зайти в пространство своего стенда. Но это очень классно, это круто, это значит, что интерес растет, и современное искусство востребовано.
ASKERI GALLERY на Cosmoscow 2019
Что вам особенно понравилось и запомнилось в этом году?
Насыщенная программа дискуссий, в которой приняли участие многие интересные эксперты и художники с мировым именем. Я с удовольствием послушала беседу Микеланджело Пистолетто, которого можно считать живой легендой движения Арте Повера. Я несколько раз посетила стенд Galleria Giorgio Persano, и кстати, встретила там своих хороших знакомых, Владимира Фридкеса и Влада Локтева, за обсуждением работ художника. Еще я отметила для себя небольшой «восточный дворец» искусства, который создали Посольство государства Катар в РФ и Qatar Airlines, с прекрасной выставкой фотографий «Белое солнце». Фотографии Локтева как раз были представлены в рамках этой экспозиции. Дополнительный интерес привлекала аудиовизуальная инсталляция, посвященная поющим барханам, позволяющая погрузиться в культуру пустынного царства.
«Оазис», Данила Ткаченко специально для Национального музея Катара
Особенно запомнилась секция Design, для меня ее воплощение несет личный характер.
В 2018 году моя сестра Ангелина Аскери выпустила лимитированную коллекцию ковров, которая была представлена галереей Россаны Орланди на Salone del Mobile в Милане. Я очень хотела показать ее на Cosmoscow, поэтому обратилась к руководству ярмарки с предложением создать секцию Design. Я рада, что идею поддержали и развили: свои экспозиции сейчас представляют Palisander Gallery, MIRRA Gallery, в числе иностранных участников — Chinese Collectible Design, а курирует эту часть ярмарки Кристина Краснянская. Думаю, что это хорошее начало и в будущем секция Design может вырасти в отдельное мероприятие, как PAD London и Design Miami, которые я часто посещаю.
ШАГАЮЩИЙ СТОЛ СОНГ ТАО, Chinese Collectible Design
Весной в Москве прошла еще одна ярмарка современного искусства — Da!Moscow. Но две ярмарки это, кажется, все еще очень мало. Чего не хватает Москве, чтобы стать вторым Лондоном?
40-50 лет активных инвестиций в художников, амбициозных смелых меценатов и коллекционеров, таких как Сергей Иванович Щукин, Павел Михайлович Третьяков, Чарльз Саатчи или Рональд Лаудер, и финансовой уверенности. Арт-рынок подчиняется тем же экономическим законам, что и все остальные. Увы, пока не вырастет спрос и покупательская способность в России, количество ярмарок современного искусства международного уровня у нас не увеличится до возможной конкуренции с Лондоном, Нью-Йорком и Шанхаем.
Мы стараемся делать предметы искусства доступными.
Например, на Da!Moscow мы представили серию миниатюрных произведений Глеба Скубачевского по доступной цене, что расширило круг покупателей и позволило начинающим молодым коллекционерам заложить фундамент на будущее. Многие галереи стали предлагать тиражное искусство по приемлемым ценам.
Если сравнивать московские ярмарки искусства с зарубежными — в чем их принципиальные различия?
На зарубежной ярмарке ваша возможность увидеть произведения культового художника выше в 10 раз. И посетить стенд известной мировой галереи вы сможете только за пределами России. К сожалению, пока Gagosian, White Cube, Galerie Perrotin, Galerie Thaddaeus Ropac и другие именитые галереи не торопятся выходить на российский рынок. Для нас это возможность заявить о себе и развиваться ускоренными темпами.
ASKERI GALLERY на Da!Moscow
Еще одно ключевое отличие в том, что шанс стать важным игроком арт-сцены можно реализовать, только выставляясь на зарубежных ярмарках искусства, — они престижнее. Если галереи там нет, значит она не может конкурировать с другими, каким бы авторитетом на локальном уровне она не обладала. Я сразу четко определила политику присутствия своей галереи на важных мировых площадках: 3-4 раза в год мы принимаем участие в зарубежных ярмарках. В этом году это прошедшая в марте Scope New York, довольно успешная для нас, поэтому мы участвуем в Scope Miami Beach, развивая интерес к российским художникам на Восточном побережье США. И продолжаем знакомить публику в Азии с новыми произведениями Павла Полянского, которые вызвали ажиотаж на Art Kaohsiung 2018 на Тайвани. Так в ноябре мы участвуем в Art021 в Шанхае, на которую помимо картин Полянского везем скульптуры Даниэля Закх. Что интересно, организаторы Art021 впервые в истории ярмарки акцентируют внимание на участии российской галереи.
Какая из ярмарок искусства вам особенно нравится, и чем ей уступают все прочие?
Art Basel вне конкуренции. Там представлен срез самого лучшего и остро актуального искусства, неограниченного географией. В основном, именно там зажигаются звезды — художники, за работы которых в ближайшие десятилетия будут биться на престижных аукционах коллекционеры со всего мира. Они задают вектор развития художественных техник, форм и направлений в целом. Как это сделал несколько лет назад Брайн Доннели, известный под псевдонимом KAWS.
стенд ASKERI GALLERY на Scope New York
Он настолько смешал искусство с поп-культурой и модой, что грань практически не видна, а коммерческое сотрудничество вышло на совершенно иной уровень. В этом году мы привезли работы KAWS в Россию, в ASKERI GALLERY. Конечно же, влияние на индустрию у ярмарки очень высокое, она собирает самых важных людей мира искусства на одной площадке: не только галеристов, известных и начинающих художников, коллекционеров и арт-дилеров, но и кураторов самых крупных музеев. Атмосфера и условия для общения — уникальны.
А что насчет галерей? Чем московские галереи не дотягивают до зарубежных?
У наших галерей нет такого богатого опыта и насыщенного бэкграунда. Многие зарубежные галереи давно стали семейным бизнесом и даже не во втором поколении. Они несут традиции, развиваются до музеев, формируют собственные коллекции. На Scope New York у меня состоялась интересная беседа с Филиппом Хёрли-Гуггенхайм. Он пошел еще дальше и основал собственную галерею HG Contemporary, где реализовывает независимые проекты и дает возможность развиваться художникам в новых направлениях искусства, востребованных сейчас и в ближайшем будущем. Еще один важный фактор — это оборот галереи и стоимость работ представляемых художников.
Чтобы окупить свое присутствие на международной площадке нужны либо масштабные инвестиции, либо хорошая окупаемость.
Выходить на американский или азиатский рынок с произведениями неизвестных для той публики российских художников — бессмысленно и невыгодно. Не хватает инвестиций, имиджевой составляющей. В 2012 году свои силы на Art Basel пробовала Regina Gallery, после ребрендинга сменившая имя на Ovcharenko. По-видимому, этот опыт также поспособствовал появлению Da!Moscow.
Чувствуете ли вы конкуренцию среди галерей современного искусства или, наоборот, у нас их пока еще очень мало и конкурировать, по сути, не с кем?
Действительно, для здоровой конкуренции нужны совершенно другие условия. Должна измениться и стать понятнее для всех участников арт-рынка сама система отношений. Не только среди моих коллег-галеристов, но и среди художников. Государственные институты хоть и стараются вносить свой вклад, но этого все еще недостаточно. Чтобы галерее привезти работы зарубежного художника, нужно пройти «семь кругов» таможенного ада, и с вывозом ситуация не лучше.
ASKERI GALLERY на Art Shanghai
Мы экспонируем наших художников 3-4 раза в год за пределами России, и подготовка начинается минимум за 5-6 месяцев. Это серьезная нагрузка для любой галереи. На том же Scope Art Show помимо нас Россию представляли всего 2 галереи: Kult Proekt и Ural Vision Gallery. Это мало. На Art Basel нас вообще нет, как будто в арт-коммьюнити не существует галерей из России, несмотря на то, что произведения наших художников есть на стендах галерей из Лондона, Берлина, Женевы. И это не русский авангард, а Илья и Эмилия Кабаковы, Павел Папперштейн и Эрик Булатов.
Слышала от нескольких российских художников, что в отличие от зарубежных галерей, которые всегда отвечают на письма (даже если и отказом), московские галереи часто просто игнорируют письма от художников, если им это не интересно. Вы отвечаете на письма?
Не соглашусь, что иностранные галереи всегда отвечают, просто этику и деловой этикет никто не отменял. Мы стараемся отвечать на письма художников. Кураторы в ASKERI GALLERY знакомятся со всеми портфолио по мере возможности, многих смотрю я сама. В этом году запросов стало больше. Пришлось даже увеличить кураторский состав. Наше сотрудничество с потрясающим молодым художником Даниэлем Закх началось с его письма и визуальной концепции скульптур. Их самих еще не было. Но я увидела потенциал, мне понравился его профессиональный подход к презентации и видение мира. Я ответила ему лично и пригласила на встречу в галерею. Ни я, ни он не пожалели.
Популярно ли российское искусство за рубежом и что нужно, чтобы сделать его таковым?
Популярно. Но нужно понимать, о каком искусстве мы говорим. Уже упомянутый русский авангард очень востребован. Соцарт в лице Булатова, соцреализм Василия Комара и Александра Меламида, московский концептуализм Виктора Пивоварова. Закономерно, что все они давно не живут в России. А вот молодых художников знают мало. Мои знакомые зарубежные коллекционеры кроме Павла Полянского, Глеба Скубачевского, Антона Тотибадзе (представленных в ASKERI GALLERY), конечно же, знакомы с работами Айдан Салаховой, арт-группы Recycle и AES+F.
Для успешного присутствия наших художников на международном арт-рынке нужно вкладывать средства в развитие современного искусства и в самих авторов. Нужно продюсировать и выращивать таланты, помогать и советовать, выставлять работы на важных ярмарках и знакомить публику, профессионалов мира искусства, арт-критиков и искусствоведов с их произведениями. Мы выступаем как продюсерский центр в сфере современного искусства и очень трепетно относимся к нашим художникам. Так работают признанные иностранные галереи. Но успех и популярность зависят не только от галериста. Вклад в популяризацию российского искусства может сделать каждый.
Как поступают американцы и китайцы? Они первым делом покупают работы своих же художников.
У нас почему-то по-другому… Если есть возможность вложиться в приобретение картины или скульптуры, предпочтение отдается иностранным авторам. Когда мы сами начнем покупать и украшать квартиры или дома работами соотечественников, тогда и коллекционеры из других стран совершенно с другой точки зрения будут смотреть на наше современное искусство.