Екатерина Доронина: «Девиз галереи 4Elements — соединять ум и сердце через разные фактуры»
До 20 декабря в московской галерее современного крафтового искусства 4Elements открыта выставка «Русский код в женском дизайне». Проект объединил работы четырех авторов, которые работают в разных направлениях, от создания ювелирных украшений до моды. Мы поговорили с основательницей 4Elements, нарративной художницей и дизайнером Екатериной Дорониной, о концепции и миссии галереи, актуальности запроса на исследование собственной национальной и культурной идентичности, а также о сущности и смыслах женского русского дизайна.
Как появился проект 4Elements? Расскажите о концепции галереи.
Проект появился полтора года назад. Как бренд-идеолог и PR-специалист, я с 2018 года работала с интерьерными и предметными дизайнерами, а также с крафтовыми художниками. В какой-то момент поняла, что мне хочется самостоятельно растить бренд, определять направления его развития и выходить за рамки привычного формата. Когда я сотрудничала с Дарьей Васильковой и ее брендом Reda, то мы часто делали коллаборации с крафтовыми художниками. Так я познакомилась с Лизой Солоницыной, художницей по керамике и организатором фестивалей 4Ceramics. У Лизы на тот момент был шоурум 4Ceramics, который она передала мне для развития. С одной стороны, мне хотелось сохранить привычный для аудитории формат, а с другой — привнести в него свою философию и кураторский подход. Так появилась 4Elements Gallery. Я заменила «керамику» на «элементы», добавила в портфолио другие медиумы и материалы: стекло, дерево, переработанный картон, текстиль (элементов уже больше, чем четыре) и, наконец, сменила формат на галерейный. Первый год мы с галереей «притирались» друг к другу. Сейчас я четко определяю для себя контуры своего дела и кураторские принципы отбора резидентов.4Elements — точно не стандартный «белый куб». Наш девиз — «Соединяем ум и сердце через разные фактуры». В объектах должны обязательно присутствовать история и определенные смыслы. Мой «идеальный» объект-резидент является визуальным воплощением исследования автора. Поэтому естественным образом этот принцип вывел меня за рамки предметного дизайна и привел к выставке «Русский код в современном женском дизайне», которая объединила исследования этого самого кода, проведенные четырьмя женщинами.
Фото: Катерина Инсарова
Новая выставка в галерее посвящена русскому коду — теме, к которой активно апеллируют как кураторы и разные институции, так и сами авторы. Почему, на ваш взгляд, для многих сейчас так важно исследовать собственную национальную и культурную идентичность?
Эта тема действительно популярна в этом году. Сначала я даже не хотела прибегать к такой формулировке, но потом поняла, что мне необходимо высказаться о том, что значит для меня этот код и как я, будучи куратором, его вижу. Лично мне хочется, чтобы мы говорили и показывали разнообразие культурных кодов России. На мой взгляд, это самое здоровое и естественное направление для развития регионов и туристического потенциала страны. Искать, поддерживать, мотивировать художников и дизайнеров — с одной стороны, и музеи и галереи — с другой. Восстанавливать объекты культурного наследия, интегрировать в них культурно значимые пространства, которые становились бы точкой притяжения для людей. Как итог — поиск кода подразумевает не только дизайн, но образ развития социума, основанный на культурной самоидентификации.
Что «русский код» значит лично для вас?
Я определяю для себя код в четырех категориях: код природы, символов, сказок и технологий. Они, естественно, переплетаются, но по моим наблюдениям разные авторы фокусируются на одной из категорий. Наверное, мне ближе всего сказка, так как это некий прото-код, который в разных вариациях отражается в сказаниях и религиях народов всего мира, и удивительно находить общие сюжеты и героев в русских сказках и сказках, например, Африки или Америки.
Как галеристу, мне интересны авторы и их исследования, их индивидуальная интерпретация и внутренний код, выведенный в объект.
Фото: Катерина Инсарова
Например, одна из авторов, Анастасия Прибельская, создает очень реалистичные букеты из стекла. Казалось бы, причем тут русский код? Можно сделать букет колокольчиков и васильков — вот и русская природа. Но Настино творчество — это портал в русский север, в природу Кольского полуострова, в его короткое суровое лето, соленый ветер и снежный простор. Для меня это тоже код — код нашей природы, прочитанный конкретным художником.
Какие темы вы развиваете в собственной художественной и дизайнерской практике?
Я культуролог, и в моей голове крутятся десятки сюжетов. Я определяю себя как нарративного художника и дизайнера. Повествование — мой главный медиум, и в материальном плане у меня нет ограничений по выражению, так как практически всегда я работаю в коллаборациях с другими. В прошлом году это были два арт-объекта — столы Happy New Yorik, которые, по сути, представляют кладбище V Акта трагедии Шекспира «Гамлет». В этом году я работала с несколькими керамистами и текстильной художницей Таней Борисовой, с которыми мы создали арт-объекты «Береза. Русский инь-ян» и «Ковровое граффити».
Фото: Катерина Инсарова
Почему в рамках выставки «Русский код в женском дизайне» вы решили не ограничиваться только предметным дизайном? Что дал более широкий взгляд на творчество женщин из разных сфер?
Это был смелый шаг. Чтобы донести информацию до аудитории, важно ее максимально сфокусировать, избегать «расплывчатости». Я переживала, что если объединить в одной галерейной экспозиции крафт и фэшн, то получится нечто невнятное. И мне хотелось подчеркнуть, что именно объединяет авторов, а это как раз тот самый «русский женский код». Во главе угла стоит женщина и то, что ее окружает: природа, одежда, украшения. Хотелось более полной, охватывающей картины. Мне хочется пойти дальше и в следующем году, на Масленицу, сделать выставку-перформанс — с предметным дизайном, крафтом, одеждой и иммерсионной составляющей.
Для меня важны коллаборации: я вижу в них безграничный потенциал для кросс-коммуникаций, развития и создания действительно уникальных объектов.
Фото: Катерина Инсарова
Расскажите о ярких предметах и авторах, представленных на выставке, и о том, как именно в их творчестве проявляется тот самый русский код?
Я уже упомянула Анастасию Прибельскую и ее ботаническую коллекцию о русском севере. На выставке также представлены арт-объекты «Дольмены Гипербореи» и дроп украшений из стекла от Марины Прибельской, ее мамы. В арт-объектах, навеянных образами Ладоги и ее берегами, Марина соединила керамику и стекло, а дроп «Невесомость» словно создан изо льда. Марина подчеркивает, что стекло передает не только цвет, но прозрачность, которое отражает и искажает образы, показывает мир с иной стороны. Изменчивость, легкость, неоднозначность — характеристики не только льда и стекла, но и женской натуры.
Фото: Катерина Инсарова
Также хочу рассказать о коллекции современных венцов и кокошников Елены Сединкиной. Когда Елена говорит о своих работах, она с восхищением вспоминает о русских крестьянках, которые вели хозяйство и занимались семьей, но при этом им было важно самовыражаться через создание красивых украшений для себя. В эти вышивки они вкладывали смыслы и символы своего рода, семьи, а также добавляли свои. Так и «писался» культурный код. Лена посвятила много времени изучению старинных технологий. По моей градации «кодов», она затронула культурные коды символов и технологий, но не просто изучила, а актуализировала их для сегодняшнего дня. Ее венцы востребованы, они уже стали частью современного фэшн-дизайна.
Фото: Катерина Инсарова
Наконец, Ирина Воробьева, фэшн-дизайнер, которая актуализирует русский женский традиционный костюм. Совершенно потрясающий подход, который объединяет старинные техники, винтажные ткани, современные смыслы и глубокое уважение и любовь к русской женщине. О каждом платье или костюме можно и нужно говорить отдельно.
На ваш взгляд, женский русский дизайн — это возможность для высказывания? О чем, например?
О своем праве на творчество в любом возрасте и высказывание через творчество. Например, Лена Сединкина, которая делает венцы, работала в банке на руководящей должности, и когда она приняла решение уйти, чтобы заняться традиционной вышивкой и головными уборами, то ей просто не поверили. Обучение технике заняло у нее много времени, тем более, что обучаться практически негде — буквально по книгам и музейным экспонатам.
Фото: 4Elements
Ирина Воробьева, дизайнер одежды, еще и мать троих детей. Ее творчество — тоже сильное высказывание в поддержку женщин, не лишенное иронии. Яркий пример — ее платье «Многозадачность», в которое она интегрировала дополнительный рукав со съемной пластиковой рукой. Это такое ироничное обращение к мужчинам, которые считают, что женщины должны успешно справляться и с работой, и с семьей, и с домашними обязанностями.