Пауло Мендес да Роша: «Архитектура – дискурс знания»
Один из самых известных бразильских архитекторов в мире Пауло Мендес да Роша, лауреат премии Миса Ван дер Роэ, Притцкеровской премии, обладатель Золотого льва Венецианской биеннале, Императорской премии Японии, золотой медали RIBA и золотой медали Международного союза архитекторов, ушел из жизни в воскресенье, 23 мая. Архитектор любил повторять, что «все пространство публично», а его архитектура всегда ставила под сомнение готовые идеи и выходила за рамки сформированной эстетики. Каждый проект он воспринимал как возможность трансформации: «архитектура – это всегда что-то новое».
Пауло Мендес да Роша
Пауло Мендес да Роша родился в Витории, Эспириту-Санту, в 1928 году. Молодым человеком он переехал в Сан-Паулу, где в 1954 году окончил факультет архитектуры и урбанизма в Пресвитерианском университете Маккензи (FAU Mackenzie). Во время учебы в университете Пауло Мендес вместе с другими коллегами сформировал группу, интересующуюся современной архитектурой, которая впоследствии оказала влияние на его первый крупный проект – Ginásio do Clube Atlético Paulistano. C 1961 по 1969 да Роша преподавал в Университете Сан-Паулу, когда военное правительство (с 1964 по 1985 Бразильская военная диктатура) объявило ему импичмент за его позицию в отношении социальной роли, которую должны играть архитекторы. В этом же году Пауло Мендес да Роша выиграл конкурс на создание бразильского павильона на выставке Expo’70 в Осаке. В 1980 году архитектор вернулся к преподаванию и проработал на факультете архитектуры и урбанизма в Университете Сан-Паулу до 1999 года.
В 2001 году за проект Пинакотеки Сан-Паулу да Роша получил премию Миса ван дер Роэ. В 2006 году он стал победителем Притцкеровской премии. В 2016 году был удостоен еще двух архитектурных наград высшего уровня: Золотого льва Венецианской биеннале и Императорской премии Японии. В 2017 году Пауло Мендес получил золотую медаль RIBA, а в 2021 – Золотую медаль Международного союза архитекторов. Всего в портфолио архитектора – свыше 320 проектов.
Метод
Во многих своих интервью Пауло Мендес да Роша любил говорить, что «архитектура – это дискурс знания»: «Быть архитектором – это вопрос знания: вы исследуете место и интерпретируете, как реагировать на конкретный контекст и ситуацию. Каждый проект – это нештатная ситуация. Вы должны пойти туда и посмотреть, что нужно сделать. Вы можете научить архитекторов думать, только наделив их знаниями и навыками. Каждая проблема требует размышлений, а не готовых решений».
Клуб атлетов Paulistano, Пауло Мендес да Роша. Фото: RIBA
Мендес да Роша долгое время был связан с так называемой школой Паулиста (бразильский брутализм). Ее приверженцы, в том числе Жоаким Гедес и Лина Бо Барди, стремились охватить большие пространства с помощью самых простых материалов и форм, прежде всего, длинных блоков из сырого бетона.
Клуб атлетов Paulistano, Пауло Мендес да Роша. Фото: Пауло Мендес да Роша
Проекты
Часовня Святого Петра (1987)
Фото: Leo Giantomasi, Gabriel de Andrade Fernandes
Часовня Святого Петра расположена в городе Кампус-ду-Жордау, близ дворца Боа-Виста, бывшей зимней резиденции правительства штата Сан-Паулу, ныне музея. Это небольшая церковь, переосмысляющая примыкающее положение исторических часовен, поднимается подпорной стеной в юго-западном углу дворца, с которым она связана туннелем, заканчивающимся в ризнице.
Здание можно разделить на несколько структурных элементов, выполненных из бетона: центральную цилиндрическую колонну, символизирующую роль Святого Петра как краеугольного камня христианства; плоскую плиту, поддерживаемую перевернутыми балками; неф и алтарь, а также хор; и четыре композиционных элемента: неподвижный жертвенник, скиния, основание купели и лестница, соединяющая жертвенник и баптистерий. Изящный полупрозрачный фасад контрастирует с массивным ядром и устанавливает непрерывную связь между интерьером и экстерьером, привнося природу в пространство поклонения.
Бразильский музей скульптуры в Сан-Паулу (1988)
Фото: Paul Clemence, FLAGRANTE
Самый известный проект Пауло Мендеса да Роша – Бразильский музей скульптуры – появился из желания вообще не строить никакого здания. В 1980-х годах, когда пустой участок в застроенном особняками районе Сан-Паулу Жардинс хотели отдать под строительство торгового центра, богатые жители района успешно лоббировали идею создания городской площади. Чтобы гарантировать, что земля останется свободной, они наняли Мендеса да Роша для создания MuBE (Бразильского музея скульптуры). Музей площадью 7000 кв. м, построенный в 1995 году, скрывается под землей, сохраняя общественную зеленую зону, что для Сан-Паулу – большая редкость. Характерная черта MuBE – бруталистская 60-метровая «левитирующая» балка. Она не только защищает от палящего солнца и летних ливней, но и тонко определяет пространство открытых садов. «Прямая линия предназначена для сохранения баланса между архитектурой и скульптурами; это особый способ обрамить коллекцию», – Пауло Мендес да Роша.
Сады, созданные известным ландшафтным архитектором Роберту Бурле Марксом, составляют неотъемлемую часть самого музея, демонстрируя монументальные работы модернистских скульпторов, среди которых Ивальд Гранато и Франсиску Бреннанд. Когда вы стоите среди скульптур, практически ничто, кроме геометрических форм крыши, контрастирующих с природным окружением, не указывает на то, что вы находитесь на вершине огромного музея.
Я хотел, чтобы Музей скульптуры был садом под открытым небом. К счастью, я мог воспользоваться наклонным участком и превратить его в террасы со скрытой под ними внутренней галереей, оставив весь участок открытым и свободным.
К заглубленному входу MuBE ведут ступеньки и пандусы. В интерьере музея – легко настраиваемые и реконфигурируемые галереи, прекрасно подходящие для демонстрации скульптур, административные офисы и школа искусств.
Пинакотека штата Сан-Паулу (1998)
Фото: Nelson Kon
Изначально пинакотека, строившаяся в последнее десятилетие девятнадцатого века, предполагала размещение Лицея искусств и ремесел, но не была завершена. В ноябре 1905 года были проведены первые работы по адаптации под руководством архитектора Рамоса де Азеведо, чтобы экспонировать первую коллекцию картин пинакотеки, принадлежащих государству. Однако с тех пор здание лишь подвергалось различным необдуманным интервенциям, например, включению промежуточного этажа во все крыло, а потом было заброшено. Состояние здания с каждым годом все ухудшалось из-за бесконечных протечек и чрезмерной влажности.
Первое, что сделал Пауло Мендес да Роша, – провел детальное обследование текущего состояния здания, определил его проблемы и функциональную программу. Нужно было адаптировать постройку к техническим и функциональным потребностям Городской Пинакотеки, учитывая городское расположение, внутренние пространства, потенциальную публику, расширение коллекции и прием временных выставок. Внутренние пустоты решено было закрыть плоскими световыми люками из стальных профилей и многослойного стекла. Чрезмерная влажность была устранена хорошо проведенной вентиляцией. Во всем корпусе Пинакотеки была создана новая пространственность: на первом уровне залы тройной высоты стали многофункциональными; на верхних этажах установлены металлические переходы, перекрывающие пустоты в боковых двориках; в центральном пространстве – зрительный зал; крыша первого этажа превратилась в монументальный вестибюль, который вместе с практически безбарьерными проходами артикулирует все пространства здания через продольную и поперечную оси. Вход в музей был перенесен на площадь Праса-да-Луш с южной стороны, что изменило его положение в городе, облегчив доступ. Был устранен неудобный узкий проход между зданием и проспектом Тирадентес. Обновленное здание устанавливает интересный диалог со зданием Станции-да-Луш и находится в оживленном районе, близ метро и парка.
Внешние фасады Пауло Мендес да Роша сохранил нетронутыми. Их открытая кирпичная кладка формирует сильный и заметный образ в городе. Фасады были очищены от агрессивных агентов, накопленных в результате загрязнения и интервенций, бесчисленные замысловатые украшения сохранены. Ключевым материалом проекта ревитализации Пинакотеки стала сталь. Она присутствует в переходах, лифтах, парапетах, новых лестницах, новых конструкциях на этажах и крышах и т.д. Такое широкое применение обусловлено высокой адаптивностью и легкостью материала. Кроме того, она устанавливает интересный диалог с оригинальной структурой.