Наталья Маркевич: «Свет в Москве не разговаривает, а буквально кричит»
От света, дневного и искусственного, в нашей жизни зависит практически все: неправильно подобранное освещение способно «убить» архитектуру и интерьер и заставить человека чувствовать себя некомфортно и даже болезненно. Это зона ответственности светодизайнера. О том, как устроена работа представителя этой редкой профессии, что не так с освещением городских улиц в Москве и надо ли нам равняться на запад, мы расспросили практикующего светодизайнера и куратор курса «Световой дизайн» в школе МАРШ Наталью Маркевич.
Кто такой светодизайнер, и какие дисциплины совмещает в себе эта профессия?
Если коротко, то светодизайнер — это дизайнер, который занимается проблемами освещения. Очень долго дизайнера (вне зависимости от области работы) воспринимали у нас в стране, как человека, который рисует красивые картинки и не более, и дизайн освещения здесь не исключение. Из-за неправильного понимания профессии довольно долго существовала путаница с определением профессии. Я сама очень часто сталкивалась с тем, что меня воспринимали как визуализатора, инженера, спецификатора, продавца осветительного оборудования и тд.
На самом деле, световой дизайн — это все вместе. Задача дизайнера освещения – решить с помощью света поставленную задачу, предложить грамотное, красивое и удобное световое решение. Свет не существует в вакууме, он является неотъемлемой частью архитектуры. Но помимо того, что свет создает форму и видимые очертания предметов, он также является сильнейшим эмоциональным раздражителем.
Световая инсталляция Light Speed от студии светового дизайна Heathfield & Co.
Другими словами, светодизайнер — это специалист, который говорит на языке света, то есть может выражать эмоции, атмосферу и архитектурную идею пространства посредством световых эффектов и, вместе с тем, обеспечить комфортное функциональное использование пространства. Он также обязан разбираться в технике и световом оборудовании, знать основы электротехники и управления. Таким образом, мы видим, что первостепенные дисциплины, которые легли в основу профессии, это архитектура и светотехника. Большинство практикующих светодизайнеров пришли именно из этих областей. Но это далеко не все, что приходится учитывать при создании проекта освещения. Именно этим так и интересна профессия светодизайнера: в ней сочетаются психология, дизайн интерьера, архитектура, маркетинг, фотография, сценография, медицина, техника и многое другое.
Кажется, сейчас свету уделяют большое внимание (одна новогодняя иллюминация в Москве чего стоит). Насколько профессия светодизайнера востребована?
Востребована и становится все более популярной. Хотя и имеет мало отношения к новогодней иллюминации в Москве (надеюсь, только пока). Я думаю о популярности профессии можно говорить, когда открываются учебные заведения, дающие соответствующие навыки и люди, которые хотят этому учиться. В этом году мы выпустили первый курс «Светового дизайна» в МАРШ, и желающих прийти к нам учиться становится все больше.
У меня эта специальность ассоциируется, в первую очередь, с иллюминацией городских улиц, но на самом деле, светодизайнер может работать и с архитектурой, и с интерьером, верно? В чем его задача и где его поле ответственности?
Совершенно верно! Светодизайнер работает с пространством. Конечно, у освещения фасада, ландшафта или интерьера есть свои специфические нюансы и особенности, но есть и много общего. Нельзя забывать, что освещение в первую очередь нужно людям. Зданиям без людей, ни внутри, ни снаружи, оно не нужно. Именно мы определяем функциональную и эстетическую значимость пространства и хотим это подчеркнуть. Таким образом, задача светодизайнера — создать комфортное и экономически целесообразное световое пространство для человека.
Задачи дизайнера освещения очень разнообразны, они не ограничиваются выбором и расстановкой светильников.
Пример освещения моста в Париже, фото – Anthony Delanoix.
С одной стороны, свет это нечто нематериальное, с другой – он напрямую влияет на восприятие материальных объектов вокруг. Светодизайнер это в большей степени техник или все-таки художник?
И то и другое! Как любой дизайнер, дизайнер освещения объединяет в себе творческое и техническое начало, и именно поэтому он – дизайнер. Другими словами, «светодизайнер», не обладающий пространственным мышлением и эстетическим восприятием пространства, не способный взять на себя креативную часть проекта, — светотехник. И наоборот, специалист, предлагающий артистические красивые решения, но не имеющий возможности подкрепить их с технической стороны, — художник.
Как бы вы оценили уровень развития светодизайна в России и Москве, есть ли примеры удачного светового дизайна?
Скажу так, нам есть куда расти, но уже заметны изменения. Появляются архитекторы и заказчики, для которых просто светло, уже не критерий, и которые хотят и могут оценить тонкую работу со светом. Приходит понимание, что свет – это не чисто утилитарная опция, и появляется запрос, как со стороны городских властей, так и со стороны коммерческих заказчиков, на более масштабные, проработанные проекты освещения пешеходных улиц, отдельных зданий и комплексов, вплоть до разработки световых мастер-планов целых городов.
Правда, из-за плохо отработанной системы коллаборации на проекте и нехватки специалистов в большинстве случаев результаты не столь впечатляющие.
По данным официального сайта мэра Москвы, скоро в Москве установят 3,7 тысяч фонарей с теплым белым светом. Город будет освещен в рамках единой свето-цветовой концепции.
В чем главная проблема освещения в Москве?
Проблем несколько. Основная проблема в том, что света в вечернее время много. Очень! Появляется ощущение, что свет уже не разговаривает с нами, а буквально кричит с фасадов и улиц города.
Вторая проблема в том, что свет не скоординирован. Город это сложный многоплановый организм, где люди работают, живут, отдыхают, приезжают любоваться достопримечательностями — у всех разные потребности, задачи и ожидания. Конечно, такой город как Москва, должен обладать своей световой айдентикой, узнаваемой световой концепцией. Но эта концепция не должна одинаково ложиться и на центральные бизнес районы, и на жилые кварталы. Например, я считаю, что яркое фасадное освещение общественных зданий, расположенных в жилой застройке, и тем более размещение медиаэкранов, которые в вечернее время окрашивают квартиры жителей в розово-фиолетовые цвета, — недопустимо. Так же, как и применение световых приборов с одинаково широкой оптикой на трассах и на дорогах внутри городских районов, результатом чего является сильное световое загрязнение и засветка в окна квартир.
На какие страны нам нужно равняться и нужно ли?
Наверное, нет. В данной ситуации мы опять оказались между Европой и Азией. И если европейские страны часто «недоосвещены» на наш вкус, – что связано как с традициями этих стран, так и с экономией энергоресурсов (камерное, «человечное» освещение максимально стремится гармонировать с низкоэтажной застройкой и бережно относиться к окружающей среде и циркадным ритмам человека), – то азиатские страны даже для нас бывают слишком пересвечены.
Свет сегодня это, кажется, самая инновационная отрасль. Как меняется светодизайн, есть ли какие-то тенденции в этой сфере?
Светотехника это действительно одна из самых быстроразвивающихся областей. С появлением светодиодов производители каждый год делают огромные скачки, увеличивая возможности световых приборов, постоянно уменьшая их размеры. Это подарило нам основную особенность современного архитектурного освещения — максимальную интегрированность света в архитектуру.
Производители декоративных светильников, кажется, разделились на два лагеря. Одни производят все более минималистичные миниатюрные светильники, способные раствориться в интерьере или в ландшафте. Другие же, наоборот, возрождают ретро-формы из прошлого. На последней выставке в Милане сразу несколько производителей представили светильники на индуктивной зарядке, которые не привязаны к одному месту и с которыми можно передвигаться и по дому, и по улице. Пожалуй, о такой возможности не вспоминали больше ста лет, со времени изобретения электричества, когда люди оставили свои керосиновые лампы, с которыми раньше приходилось перемещаться по городу из-за отсутствия городского освещения.
Но, что касается основных принципов проектирования светового дизайна, определенных Ричардом Келли еще в 1950-х годах, то они практически не изменились.
Освещение в районе железнодорожной станции Омотэсандо в Токио, фото – Alex Knight.
Планируя интерьер, архитектор заботится как об искусственном, так и о естественном освещении. Существует ли такое понятие, как проектирование естественного освещения в городах?
Да, конечно, это называется инсоляцией. Проектируя городские районы, необходимо учитывать расположение зданий относительно друг друга, чтобы обеспечить достаточное проникновение солнечного света в жилые и общественные помещения. Традиционно в нашей стране это всегда входило в обязанности архитекторов, тогда как в Европе данной проблемой занимаются именно светодизайнеры. Некоторые районы Москвы и Подмосковья уже столкнулись с проблемой, когда при несогласованной между собой точечной застройке образовываются дворы и даже целые кварталы, в которые солнечные лучи не попадают никогда.
Другой проблемой, может стать неучтенное взаимодействие формы и материалов фасада с солнечным светом. Самый знаменитый пример – здание The Walkie-Talkie в Лондоне. При завершении строительства вогнутая форма стеклянного фасада стала работать как гигантская лупа, фокусируя солнечные лучи и перенаправляя их. Таким образом это здание расплавило несколько автомобилей, припаркованных на траектории отраженного луча. Эффект держался ежедневно в течении нескольких часов, а температура «луча смерти» достигала 120С. Люди приходили жарить яичницу на асфальте, проверяя силу сфокусированного солнечного света. Сейчас это здание закрыто специальным сетчатым материалом.
На обложке: одна из башен «Москвы-сити», фото – Майк Кононов.