
Milodamalo: «Идеальное пространство — то, которое легко приспосабливается под человека»
Основатели архитектурной и дизайн-студии Milodamalo Максим Низов и Мария Суркова уверены: сегодня при проектировании пространств на первый план выходит персонализация. Хорошая насмотренность заказчиков позволяет им более тщательно и осознанно выбирать мебель, которой они хотят окружать себя каждый день и которая формирует разнообразный ландшафт для жизни. Мы поговорили с дизайнерами о том, что сегодня означает комфорт в контексте интерьера, может ли яркая художественная составляющая соревноваться с функциональностью и как создать диван, способный привнести в пространство ощущение рукотворности — на примере их новой серии STAMPO.
Как, на ваш взгляд, за последние 5-10 лет изменилось отношение людей к обустройству своего домашнего пространства?
Как дизайнеры интерьера, мы наблюдаем позитивную тенденцию: благодаря соцсетям и фотохостингам у наших клиентов сильно выросла насмотренность. Заказчики делают подборки референсов, практически каждый имеет представление о том, чего он хочет относительно функционала и стиля. Не последнюю роль в росте насмотренности сыграло и то, что сейчас люди больше путешествуют, пользуются разными форматами размещения и могут заранее протестировать разные функции и сценарии жизни. Также важно отметить, что понятие «дом» стало шире. Сейчас важно наличие качественной инфраструктуры вокруг жилья: это озелененные дворы с общественными зонами, спортивными площадками, перголами в жилых комплексах и коттеджных поселках, наличие имиджевого лобби с большими мебельными группами в зоне ожидания. Люди стали понимать, что дом не заканчивается за входной дверью: это точки роста сообществ и добрососедства. Это не связано напрямую с домашним пространством, однако показывает рост осознанности и изменение отношения к понятию «дом» у владельцев жилья.

Как изменения в образе жизни современного человека влияют на то, какую мебель он выбирает? И как дизайнеры отвечают на новые запросы?
После пандемии люди стали понимать ценность уютного, теплого дома, многие пересмотрели и оптимизировали функциональность жилища, оценили возможности загородной жизни. Сейчас, во время нестабильности, дом стал для многих точкой душевного восстановления, местом, где можно переместиться в свой мир.
Мы видим переход к эмоциональным интерьерам.
Главная задача дизайнера сейчас — создать яркий интерьер не с точки зрения цвета, а с точки зрения эмоций. Интерьеры стали более индивидуализированными, наполненными акцентными элементами (дизайнерские предметы, искусство, ремесленный декор, старинные памятные вещи). В ответ на такой запрос появляется все больше локальных брендов, предметы которых находятся на стыке дизайна, арта и ремесла. Мы не смогли пройти мимо этих веяний и в новом диване STAMPO объединили наше восприятие традиционного ремесла с технологичностью и современными тенденциями мягкой мебели.Удаленная работа изменила не только жилые, но и офисные пространства, и мы, как дизайнеры интерьеров, наблюдаем эту тенденцию с разных ракурсов. Сотрудники хотят видеть в офисах больше «домашних», уютных зон, мягких групп для совместной работы, уединенных неформальных мест для задач, требующих концентрации. Нельзя сказать, что эти изменения повлияли на выбор нового типа мебели. Скорее, появились новые требования к эргономике предметов. Например, если раньше в кресле человек только читал или смотрел телевизор, то сейчас он понял, что хорошо бы иметь возможность сидеть в нем с ноутбуком, поэтому некоторые его характеристики должны меняться.
Как вам кажется, из чего сегодня складывается комфорт в интерьере?
На наш взгляд, сейчас есть несколько характеристик, влияющих на комфорт. Первое — наличие разных сценариев. Когда интерьер не заточен под одну задачу, когда есть вариативность использования мебели и освещения, акцентирующего определенную зону или функцию. Интерьер должен позволять жизни свободно течь, без преград и сложностей — именно поэтому люди так полюбили кухни-гостиные.
Мебель должна помогать формировать разнообразный ландшафт для жизни.
Второе: взаимодействие всех чувств, курс на мягкий, тактильный минимализм, незагроможденное пространство, вызывающее эмоции. Важно наполнить интерьер предметами, к которым приятно прикасаться, начиная отделкой пола и стен, мебели и текстиля, заканчивая созданным вручную керамическим декором. Дополняют все это ароматические акценты, завершающие объединение всех чувств в восприятии места. Нельзя не упомянуть и умные технологии, которые сейчас стали намного дешевле, проще и понятнее в использовании, а молодое поколение в принципе считает смартфон и цифровых помощников продолжением себя. Через несколько лет использование умных функций и управления станет неотъемлемой частью любого проекта.
На ваш взгляд, для современных пользователей функциональность мебели остается на первом плане? Насколько важной становится художественная, смысловая составляющая?
Функциональность и эргономика всегда будут на первом плане в жилом интерьере, но яркие эмоциональные интерьеры требуют художественных и смысловых акцентов, даже если эти эмоции решены в серой спокойной гамме. Нам кажется, тренд на «игривую», «артовую» мебель и декор останется с нами надолго — слишком долго интерьеры были сдержанными и серьезными. К тому же всегда будут популярны проверенные временем эргономичные формы, но при этом переосмысленные и «одетые» в современную оболочку. А вот в общественных интерьерах художественная составляющая будет перевешивать, особенно там, где нет необходимости в долгом пребывании, но нужна яркая эмоция.

Какую роль мебель играет в формировании эмоциональной атмосферы и характера пространства, будь то небольшая городская квартира или загородный дом?
Конечно, мебель играет первостепенную роль в формировании интерьера. С помощью нее в разы проще и быстрее полностью изменить интерьер, сделать его более актуальным и сформировать новую атмосферу пространства, нежели прибегать к полноценному ремонту. Зачастую дизайнеры именно мебелью задают нужные акценты, на которых и строится весь интерьер. Поэтому нет ничего хуже для интерьера, чем ситуация, когда заказчик отказывается от авторского надзора и легкомысленно приобретает мебель, не предусмотренную проектом.
Есть ли для вас разница в проектировании мебели для частных и общественных пространств? Или вы стремитесь создавать универсальные предметы — как, например, коллекция модульных диванов STAMPO?
Лично для нас нет разницы в проектировании даже между дверной ручкой и целым зданием. Мы всегда используем одинаковый подход к проектированию: чтобы мы ни создавали, вне зависимости от размера, оно обладает огромной идеей и лишь потом обретает форму. Разрабатывая проект любого масштаба, мы одинаково подробно изучаем цель, находим смысл, идею и потом аккуратно облекаем ее в форму. За годы работы мы поняли, что масштаб, бюджет и среда не имеют значения: главное суметь найти нетривиальные решения на грани проектирования и искусства. В случае модульных диванов STAMPO нам хотелось создать предмет, привносящий в современный дом элемент ремесла, а в общественное пространство — рукотворность и тепло дома. Универсальность здесь достигается за счет ассоциативности. Безусловно, модульная конструкция дивана позволяет использовать его как в частных интерьерах, так и в офисах и лобби общественных пространств.

В новой серии вы обращаетесь к образу форм для отливки фарфора. Почему вам показалось интересным перенести ремесленный код в дизайн мягкой мебели?
Нам было интересно передать эмоцию ручного труда, тепло рук и жар печи через мягкость мебели. Перенести трепетное, родное для любой культуры ремесло в новую форму. Сюрреалистично и немасштабно объединить все то, что мы ассоциируем с мастерством керамики, с тактильностью мягкой мебели. Добиться этой же эмоции и напомнить, что STAMPO — это тоже предмет, созданный умелыми руками мастеров, во многом ремесленный и единственный в своем роде. Мы хотим, чтобы человеку захотелось прикасаться и чувствовать форму, фактуру, детали — как это часто бывает с керамикой, когда руки сами тянутся прикоснуться и пережить опыт создателя предмета.
В случае STAMPO вы делаете акцент на модульности и гибкости мебели. В чем заключается основная ценность этих свойств для вас?
Мы понимаем, насколько важно реализовать из понравившейся модели мебели подходящую под пространство композицию, учесть пожелания заказчика касательно функций и размера. Это наиболее просто выполнить именно за счет модульности и гибкости мебели, когда нет необходимости в нестандартных позициях, выполненных на заказ. С другой стороны, как предметные дизайнеры, мы точно знаем, что модульность — это плюс для производителя: понятная технология, ограниченный набор модулей, при этом широкий круг потенциальных клиентов за счет вариативности.


Диван STAMPO
Зачастую именно диван становится визуальным и функциональным центром пространства, который «собирает» весь интерьер вокруг себя. Какими вы видите сценарии использования серии STAMPO?
Мы хотели предложить будущим владельцам дивана варианты использования и создать предмет, который бы подстраивался под владельца. Например, сегодня вам нужен диван для встречи с друзьями, а завтра — оттоманка для чтения в уединении. У STAMPO есть и то и другое. Важную роль здесь играют незакрепленные мобильные спинки, с помощью которых можно регулировать глубину посадки (полулежа или с прямой спиной) или поворот (диван или оттоманка). И, конечно, у всех есть воспоминания из детства, когда любая мебель становилась причудливым ландшафтом, меняясь и раскрываясь в детских фантазиях. Наши спинки, например, можно использовать как седло и сидеть на них верхом: по крайней мере, на прототипе сидеть было удобно. В этом можно будет убедиться лично, испытав все возможности STAMPO на стенде компании Premier Group на выставке ARTDOM 2026.
Как вы сами для себя определяете идеальное пространство для жизни? Что для вас в нем главное?
Идеальное пространство — это то, в котором не хочется ничего менять, которое легко приспосабливается под тебя. Это привычки, сформировавшиеся в нем, которые хочется взять с собой — в гости или в путешествие. Это то, о чем скучаешь, находясь вне дома. Лично для нас это привычная большая мягкая зона, на которой хватает места семье и друзьям, которая позволяет смотреть на пространство с разных ракурсов и видеть разное настроение и атмосферу.

Давайте немного пофантазируем: как вы думаете, каким будет отношение людей к мебели и дому еще через 10 лет?
Нам хотелось бы акцентировать внимание на общем росте сознательности потребителей. Развитие насмотренности будет задавать высокую планку для проектировщиков интерьеров и мебели. Это, в свою очередь, подарит еще больше стилистических коллабораций, переосмысления уже проверенных временем форм, стилей, этнических мотивов. Скорее всего, само понятие стиля исчезнет, уступив более личным критериям: ощущениям, эмоциям, проживаемому в пространстве опыту.
Мы будем видеть больше персонализации пространства. Это сделает работу дизайнеров сложнее, но интереснее.
Люди начнут отдавать предпочтение более уникальным продуктам, авторской мебели и декору, который будет цеплять взгляд и порождать эмоции. Грани «ответственного потребления» расширятся — от понятной сейчас всем экологичности до предпочтения локальных брендов и этичного отношения к интеллектуальной собственности. Это позволит большему числу локальных производителей мебели среднего и недорогого сегмента выпускать авторские коллекции, сведя на нет наличие некачественных реплик и безвкусных непрофессиональных фантазий.