Магда Кмита: «Гнаться за трендами бессмысленно»
На третьем этаже торгового центра «Авиапарк» открывается новое пространство концептуальных марок Trend Island. Оформлением занималось бюро Blank Architects: винтажную мебель привезли из Европы, а центральным арт-объектом стала расписанная вручную луна. Как найти баланс между эстетикой и функциональностью, как соблюдать законы маркетинга даже в модном интерьере и как иностранные архитекторы и дизайнеры работают в России – об этом мы поговорили с Магдой Кмита, партнером архитектурного бюро Blank Architects.
Вы родом из Польши, учились в Лондоне и Мадриде, работаете в России. Что, по-вашему, сейчас происходит с дизайном у нас и «у них»?
Во-первых, совершенно очевидно, что есть положительная динамика: сегодня в России уровень проектов часто находится практически на одной планке с международным. Однако есть существенное отличие: российские дизайнеры несколько больше ориентируются на быстротечные тренды, чем это действительно необходимо. Новые линии мебели, фактур и даже светодизайна появляются чаще, чем два раза в год, и успеть за постоянным обновлением практически невозможно. На мой взгляд, гнаться за динамично меняющимися деталями, трендами довольно бессмысленно: гораздо продуктивнее сконцентрировать внимание на качестве и уровне этих деталей. Возьмем, к примеру, освещение: это принципиально важная часть каждого дизайн-проекта, особенно в интерьерах общественных пространств.
На качество освещения влияют главным образом не тренды, а уровень проработки деталей, сценариев.
На Западе свету уделяют больше внимания?
Безусловно. Если мы посмотрим на развитие данного сегмента, к примеру, в Лондоне или Берлине, увидим, что свет для интерьеров европейских ресторанов, кафе, бутиков или гостиниц – это фактически «пятый элемент» интерьера. Важна не столько эстетика конкретной лампы, сколько то, как при конкретном сценарии освещения ощущают себя гости: насколько им комфортно, захотят ли они провести больше времени в этом помещении, закажут ли они еще еды или напитков.
Искать источник вдохновения можно не только в модных продуктах или тенденциях, но и в природе, искусстве, кино, музыке. Это то, где мы находим новые цвета, сочетания, фактуры, откуда черпаем главные идеи. Кроме того, для правильного восприятия проект должен быть цельным: окружающий контекст, ландшафт, фасады и интерьеры – все должно сочетаться. Этому важно уделять внимание, иначе вы рискуете создать гениальный, но неуместный интерьер. В этом, кстати, тоже может быть концепция, но это уже другой разговор.
Нам в бюро получить хороший результат помогают дизайн-борды: мы собираемся каждую неделю, чтобы всей командой проекта обсудить каждую деталь.
От того, как именно свет сквозь панорамные окна будет попадать в здание, напрямую зависит восприятие интерьера.
Как различаются подходы к работе в России и за границей?
Одно из ключевых отличий работы российских и западных бюро лежит в плоскости образования архитекторов. В России и в странах Восточной Европы от студентов требуют прежде всего соответствия программе, а на западе важнее коммуникация между студентом и преподавателем, формирование собственного метода будущего архитектора. Общение на равных – это основное достижение западного образования, которое формирует личностей.
Вы занимаетесь общественными пространствами. Как, по-вашему, меняются интерьеры московских ресторанов?
Рестораны и кофейни появляются в Москве с безумной скоростью, а интерьеры уже существующих гастро-пространств обновляются в среднем раз в год или два. Причина, конечно, в высокой конкуренции в этом сегменте.
Ресторан «Dr. Живаго», архитектор – Анастасия Панибратова
Российские рестораны обновляются, как правило, по пути самых модных решений, поэтому чаще всего похожи друг на друга. Хотя случаются и приятные исключения, например, мне очень нравился интерьер ресторана «Березка» на Малой Бронной. Есть примеры качественных аутентичных интерьеров, которые не устаревают – ресторан Jamie’s Italian Джейми Оливера и сегодня выглядит вполне актуально, хотя проектировался по российским меркам довольно давно. Или гранд-кафе «Dr. Живаго», в интерьере которого подчеркнуты русские традиции. Кстати, в интерьер «Живаго» очень органично вписана живопись советских художников. Это как раз тот случай, когда и контекст, и архитектура здания, и интерьер находятся в гармонии.
Если говорить о трендах, то стало больше кафе с минималистичными интерьерами – чистые линии, простые цвета, минимум деталей. Кроме того, очевидна мода на интерьеры в стиле 60-х годов, для них характерны натуральные материалы в отделке, неяркие цвета в интерьере, лаконичная мебель. Именно мебель в таких проектах создает особую атмосферу. Зачастую дизайнеры пользуются по-настоящему старыми образцами, умело реновируя их новыми тканями. На пике популярности также локальные темы: спорта, космоса, кино.
Яркий пример такого тематического места в Москве – ресторан «Гагарин».
В целом, в интерьерах самых разных типов общественных пространств прослеживается концептуальность – это тоже своего рода тренд. Это касается не только ресторанов, но и магазинов. Тенденция пришла к нам из Европы, но, на мой взгляд, развивается здесь более активно. Весь интерьер строится вокруг заданной темы. Не так давно именно по этому принципу мы создали пространство модного магазина Trend Island.
Чем этот проект отличается от прочих?
Это была очень интересная задача. Trend Island – department store, расположенный в «Авиапарке», крупнейшем торговом центре Европы. Первая очередь этого модного пространства уже стала знаковым проектом для ТЦ, и одной из задач при разработке второй очереди стало продолжение концепции, в которой бы считывался бренд.
Проект пространства Trend Island, Blank Architects
В то же время, на новых площадях должны были разместиться бренды не молодежной, а именно женской одежды, и нашей основной задачей было передать в интерьере мягкость линий, женственность. Один словом, создать территорию, с которой не захочет уходить не одна дама. Мы придумали концепцию «an island of sunrise»: мягкие рассветные природные оттенки выгодно контрастируют с использованными в первой версии магазина насыщенными цветами заката. Однако при существующем контрасте важно было сохранить преемственность концепции в рамках одного этажа.
Например?
Для нового интерьера мы выбрали очень мягкие и скругленные формы мебели и зеркал, чтобы отразить элегантность, женственность, и выгодно представить классические бренды. Мягкие и большие диваны создают правильные акценты. Центром композиции стал арт-объект в виде предрассветной луны, под которым расположилась стойка для ювелирных украшений – это зона pop-up, где предполагается частая смена экспозиции, недалеко от касс, выделенных в форме арок, которые повторяются в дизайне примерочных комнат. Плавные конструктивные решения продиктованы во многом стремлением к контрасту: в первой очереди Trend Island порталы имеют квадратную форму, в новом проекте скругленные углы позволяют нам сделать акцент на представленных женских брендах. Все цвета подобраны в деликатном исполнении: приглушенный белый, пыльный розовый – они создают уютный интерьер, располагающий к спокойному шопингу.
Как найти баланс между эстетикой и функциональностью? Ведь в магазине должны соблюдаться и маркетинговые законы.
Хорошая архитектура или дизайн всегда функциональны.
Есть еще один важный момент: у любого пространства всегда присутствуют свои конструктивные особенности или специфические характеристики ландшафта, окружающей застройки. И эти особенности, а зачастую просто ограничения, накладывают отпечаток на весь проект. Другое дело, что умелый архитектор сможет извлечь из них пользу, превратив в преимущества или нестандартные дизайн-решения. Например, в пространстве Trend Island было множество массивных колонн – это и сокращало общую площадь, и визуально разделяло помещение. Для того, чтобы извлечь максимальную пользу из этих конструкций, мы придумали рейлы и столешницы вокруг колонн, на которых можно будет представить готовые образы.
Проект пространства Trend Island, Blank Architects
И таких нюансов, которые делают пространство не просто красивым, но и функциональным, очень много. На первый взгляд детали могут показаться незначительными, но на практике демонстрируют качество работы архитектора. Даже примерочные в магазинах: можно просто спроектировать стандартную комнату с крючками для одежды, а можно внимательнее отнестись к мелочам: предусмотреть полки для мобильных телефонов, расположить зеркала под нужным углом, поставить удобный стул.
К слову о мебели: на ваш взгляд, как обстоят дела с предметным дизайном в России?
В России индустрия предметного дизайна только начинает развиваться. Возможно, она существовала в каком-то виде во времена СССР, но потом все уникальные дизайны вытеснило массовое производство. Так же было и в Польше. Но сейчас интерес к предметному дизайну постепенно возвращается. Это связано в первую очередь с изменением запросов потребителей. Люди хотят покупать уникальные продукты, созданные специально для них. Даже стандартизированная ИКЕА сейчас приглашает в коллаборации известных дизайнеров.
Кстати, если у скандинавского предметного дизайна очень глубокие корни, то в России, как и в других странах соцлагеря, еще 30 лет назад все квартиры были одинаковыми. Для развития этого направления нужно время – уверена, что в ближайшем будущем мы увидим яркие открытия в этой нише и появление новых имен.