Кая Упель: «Своими работами я хочу привлечь внимание к важности реалистичного взгляда на все, что нас окружает»
Словенская художница, о которой мы недавно писали, сама рассказала нам о том, почему выбрала стекло в качестве основного материала, о новых более устойчивых техниках и материалах и своих творческих планах.
Кая, почему ты выбрала стекло в качестве основного материала для работы? Какие у него особенные свойства?
Стекло манит меня своей загадочностью, бесчисленными возможностями манипулирования, физическими и особенно химическими свойствами. Мне интересно изменять восприятие наблюдателем материала, подчеркивая, насколько просто создать иллюзию, с помощью которой можно вовлечь в иной способ мышления и принятия решений. Устоявшееся восприятие стекла как холодного и хрупкого и страх перед материалом исчезают, когда создаются тактильные произведения искусства с мягкими линиями и переливающимися цветовым потоком внутри стекла.
Интересно наблюдать, насколько комфортно люди начинают чувствовать себя рядом со стеклом, это служит отличным примером того, как наш разум может принять новое убеждение.
Своими арт-объектами я хочу подчеркнуть существование идеологии и связанную с этим проблему ее повсеместного распространения в современном обществе. Все, что нас ежедневно окружает, – привлекательные объекты, истории и идеи – побуждают нас доверять и слепо им следовать. Своими работами я хочу привлечь внимание к важности реалистичного взгляда на все, что нас окружает. Внешне мягкие и мистические стеклянные предметы с абстрактными изображениями и плавными цветами приглашают прикоснуться к стеклянной поверхности, искажая тем самым истинный образ стекла как материала, который остается холодным и хрупким.
Ты разработала собственную технику. Как ты к ней пришла?
Техника и рабочий процесс каждого индивидуального проекта отличаются методами, однако все они включают металлические вкрапления. Техники, которые я использую при создании своих работ, не новы – это измененные древние техники, которые дают свежие современные идеи.
Мои проекты были результатом экспериментов с различными способами нанесения металлов на стекло. Стекло – крайне неблагодарный материал, когда вы пытаетесь объединить его с другими материалами, поскольку оно не допускает их прямого участия из-за своих физических свойств. Поэтому добиться радужного свечения без изменения состава можно относительно небольшими фрагментами металла или химическими растворами, которые вызывают определенную химическую реакцию.
Пока стекло находится в жидкой фазе, высокая температура обнажает предварительно нанесенную «радужную поверхность». В моей коллекции работ «Потусторонние тела» применено особое нанесение драгоценных металлов на поверхность стекла. Их использование позволяет различным цветам отражаться от поверхности в зависимости от положения источника света.
«Потусторонние тела»
Используемые методы и материалы дороги и высокотоксичны. Ты не боишься продолжать их использовать?
Я всегда стараюсь находить методы и материалы, которые будут соответствовать моей концепции и моему видению, что зачастую достаточно сложно, но это позволяет мне открывать новые материалы и способы работы. Инновационные материалы имеют высокую стоимость или могут быть труднодоступными, что влияет на стоимость производства. Первоначальная техника окрашивания стекла химическим раствором, которую я использовала в одной из моих коллекций, требовала студии с соответствующей защитой, которая позволяла бы нам безопасно работать с материалами и защищала нас от токсичных паров. Это было бы токсично только в том случае, если бы вы подвергались прямому воздействию паров во время рабочего процесса. Однако сейчас я нашла новый способ достижения аналогичных результатов другими материалами, с которыми безопасно работать. Я всегда стараюсь быть осторожной, чтобы материалы, с которыми я сталкиваюсь, не были опасными, и чтобы я могла получать удовольствие от процесса создания.
«Потусторонние тела»
Расскажи о переходе от высокотоксичных методов работы к более устойчивым.
Техника создания цветов с помощью химических реакций, использованная для создания первых работ проекта Subtle Flow, была частью процесса разработки. Благодаря этим методам я узнала о новых материалах и, в конце концов, пришла к более устойчивому способу создания своих работ. Опыт работы с химическим раствором стал процессом обучения, благодаря которому я лучше узнала о вариантах и методах, которые можно использовать для достижения желаемых результатов и радужного эффекта. В моей практике весь рабочий процесс тщательно спланирован, от первоначальной идеи до финального произведения искусства. Некоторые материалы, такие как терракотовый воск, из которого я изначально моделировала свою работу, можно использовать повторно в течение неограниченного времени, а лом стекла можно переплавить, если испытания пойдут не так, как планировалось. Эта материальная осведомленность устраняет любые ненужные траты и поощряет сознательный способ создания.
Хотела бы ты начать создавать светильники или мебель в дополнение к арт-объектам? Как ты думаешь, будет ли это возможно?Мне было бы интересно разрабатывать мебель, сочетая искусство и дизайн для создания оригинального предмета с функцией. В своих произведениях искусства я ищу взаимодействия между наблюдателем и объектом, поэтому мне нравится идея создания мебели. Уникальные предметы мебели оживляют пространство и создают атмосферу в доме. При проектировании и изготовлении мебели применяются разные методы, и я бы с радостью взяла на себя эту задачу. Я всегда открыта для сотрудничества.
«Потусторонние тела»
Какие у тебя планы? Над чем ты сейчас работаешь?
В настоящее время я работаю над развитием проекта, в основе которого лежит концепция идеологии и ее вездесущности в современном мире. Я исследую методы комбинирования стекла с другими материалами очевидным способом, чтобы указать на ежедневные идеологические фрагменты, которые влияют на наши решения и восприятие окружающей среды. С одной стороны – чистое прозрачное стекло, демонстрирующее ясность нашего видения, с другой – различные материалы, которые могли бы отображать то, как наше видение порой затуманено. Я ищу материалы и техники, чтобы наиболее точно воплотить свои идеи в рассказ, который превратится в диалог с наблюдателем. Одна из моих главных творческих амбиций – создать интерактивные инсталляции, в которых наблюдатели будут действовать как полноценные участники, формирующие произведения искусства.
Фото на обложке: Yejeong Mutter