Кая Упель: Стекло как способ познания мира
Словенская художница с помощью авторской методики меняет восприятие стекла и даже стремится изменить восприятие мира через свои работы.
Кая Упель родилась в 1992 году в Словении. В 2016 году она получила степень бакалавра в Академии изящных искусств и дизайна в Любляне, а в 2018 окончила магистратуру Королевского колледжа искусств в Лондоне. Во время учебы в магистратуре Упель разработала авторскую технику, при которой в результате химических реакций в стекле возникают завораживающе переливающиеся цвета. Кая выиграла множество стипендий и наград, в том числе стала стипендиатом Фонда королевы Елизаветы в Великобритании и была признана одним из самых молодых в мире талантов на New Horizons 2018 в Китае. Ее работы были выставлены на таких художественных ярмарках и выставках, как Collect в Лондоне, Miart и Milan Design Week в Милане, Nomad Circle и представлены в различных галереях по всему миру, включая Officine Saffi в Милане.
Подход
Вдохновленная переливающимися цветами природных материалов и очарованная красотой стекла на улицах Мурано, Кая разработала оригинальную технику, чтобы воссоздать эти оттенки и представить стекло как мягкий, уютный материал. Однако методы и материалы создания люминесцентного стекла дороги и высокотоксичны.
Природа – величайший художник. Цвета, которые меня больше всего интересуют, часто переливаются и их трудно достичь, но легко найти в природе: например, раковины морского ушка, медузы и кристаллы лабрадорита. Я люблю создавать изделия, в которых цвет и свет создают иллюзию движения.
Кая старается запечатлеть мягкость стекла, «замораживая» органические движения и линии и преобразуя их в форму. «Таким образом, каждое изделие перестает быть определенным и обретает собственную жизнь, воплощенную в ощущении тепла и богатстве эмоций». Упель постоянно ищет новые способы изменить восприятие стекла как твердого и холодного, чтобы уловить и передать материал в его фундаментальной сущности – текучести. Колебания света и переливы в работах Каи указывают на двойственность нашего восприятия окружающей среды, ставя под вопрос наш опыт и миропонимание. По мнению художницы, то, как мы воспринимаем мир, не может быть истинной реальностью, если мы не начнем подвергать сомнению ложные идеи, которым мы добровольно соглашаемся следовать день ото дня. Мы подсознательно формируем проблематику мира, полагая, что принимаем объективные решения, тогда как зачастую они являются результатом манипулятивной информации извне.
Проекты
В портфолио Каи Упель три серии: Catching Feelings, Subtle Flow и Otherworldly Bodies. Каждая серия – продолжение предыдущей, благодаря чему «мы постепенно и почти бессознательно пробуждаемся и видим наше абсурдное окружение, романтизированные повседневные предметы. Такое искажение вызывает осознание текущих ситуаций и импликацию идеологии в повседневное существование».
Catching Feelings
Фото: Ester Segarra
Скульптурные работы Catching Feelings, выполненные из стекла, характеризуются органическими обтекаемыми формами. Внутри стекла контрастируют холодный и теплый (телесный) оттенки, которые буквально символизируют смену парадигмы восприятия стекла, как чего-то холодного, на то, что рождает эмоции.
Subtle Flow
Фото: David Barreiro
В серии Subtle Flow представлены скульптуры изогнутых цилиндрических форм разной высоты. Внутри стекла бесконечно переливаются и мерцают цвета, получившиеся в результате сложных химических реакций. Сама форма и содержание создают иллюзию бесконечного потока света внутри арт-объектов.
Otherworldly Bodies
Фото: David Barreiro
В серии Otherworldly Bodies Кая Упель исследует самое волшебное качество стекла – его прозрачность, что и позволяет свету и цветам «танцевать» внутри работ. В этой серии художница рассматривает свет как самодостаточный материал, который способствует изменению цвета при движении: «В Otherworldly Bodies цвета меняются, когда вы касаетесь поверхности, потому что они появляются в зависимости от количества падающего света».
В Otherworldly Bodies несколько подсерий: Hygge; Ravi; Orenda; арт-объекты Wall Series, крепящиеся к стене; Koa; Aeonian; Amara; Eunoia; Fika; Elysian; Duende; Meraki; Mangata; Atraxia; Solasta и Kalopsia.