Иван Коренков, Wowhaus: «Город способен на большее»
29-30 августа в Москве пройдет фестиваль креативных индустрий G8, причем в этом году говорить будут в том числе об архитектуре: приглашенные эксперты-практикующие архитекторы расскажут про синтез искусств и активацию «белых пятен» в городских пространствах. В преддверии фестиваля мы поговорили с одним из спикеров сессии «Архитектура и дизайн интерьера», ведущим архитектором Wowhaus Иваном Коренковым о креативном городе, «устойчивой» архитектуре и дисперсном обществе.
На форуме G8 вы выступаете с лекцией «Зачем городу быть креативным?». Как вы понимаете креативность в контексте города?
Что мы представляем, когда слышим фразу «креативная среда»? Как правило, это полузакрытое сообщество представителей творческих индустрий, недоступное случайному прохожему. Но может ли такая среда существовать в масштабах целого города?
Не так давно в Россию пришли «креативные кластеры», которые возникли на месте старых заводов — теперь современное искусство соседствует здесь с шоу-румами. Такие кластеры стали первым связующим звеном между условной творческой тусовкой и городом. Но город способен на большее.
Креативным может стать двор, парк или площадь.
Городские пространства могут быть не просто набором объектов инфраструктуры, но и местом, где можно интересно проводить время, встречаться с людьми, проявлять себя и получать новые знания. Соблюсти баланс и сделать среду для всех, при этом не лишив ее креативности — задача, которая стоит перед архитекторами сейчас.
Шелепихинская набережная, Москва, Wowhaus
У бюро Wowhaus есть проекты в Калуге, Туле, Казани. Проектирование общественных пространств в регионах имеет какие-то свои особенности?
Да, конечно. Мы очень плотно изучаем контекст проектирования, чтобы отразить местные культурные и социальные особенности. Очень важно не терять идентичность места, реагировать на среду. И, конечно, в каждом конкретном регионе есть свои особенности работы, в частности, в области общественных зданий и городских пространств.
Но если говорить в общем, в регионах пока сложнее работать, чем в Москве. В Москве уже наработан большой опыт по реновации парков, созданию общественных пространств и зданий. Регионы же пока только набирают темп в этом направлении, поэтому многие процессы там не так хорошо отлажены. В особенности это касается строительства: сроки в регионах почти всегда сжатые и очень много проблем приходится решать на этапе авторского надзора. Многие решения меняются на стройке и делаются не по проекту, поэтому на надзор приходится ездить часто и надолго. Но уверен, что это дело времени: сейчас мы видим, как появляется все больше качественных проектов по всей стране.
Приведите пример архитектуры из своей практики, которая решала конкретные проблемы горожан.
Конкретным примером можно назвать как раз наш проект в Калуге. Калуга — замечательный город, в котором много прогрессивной и современной молодежи, но при этом совершенно нет мест, где они могли бы собираться в свободное время. Поэтому очень правильно и разумно, что город решил ответить на эту потребность и создать культурный центр для молодежи. При его проектировании мы много общались с активными жителями города, чтобы культурный центр отвечал на интересы и потребности именно калужан.
Мы старались сделать максимально гибкое пространство с разными сценариями использования.
Таким образом мы сделали здание, которое может делиться на обособленные блоки: танцевальный зал, театральная школа, музыкальная студия, экспозиционные залы. В них могут проходить занятия или выступления. В повседневном режиме работы все эти функции вытекают в холл — можно свободно посмотреть экспозицию, понаблюдать за репетицией театральной школы, принять участие в разных мастер-классах или порепетировать в музыкальной студии. У калужской молодежи появилось место, которое подталкивает к активному отдыху, обучению в новых форматах и открытому творчеству.
Инновационный культурный центр в Калуге, Wowhaus
Бюро Wowhaus специализируется на архитектуре общественных пространств. Как изменился характер этой деятельности, ее цели и методы за последнее время?
Конечно, учитывая количество реализованных проектов в этой сфере за последнее время, общий уровень проектов сильно вырос. Архитектурные бюро сейчас понимают необходимость и важность работы с контекстом города — соучаствующее проектирование и предпроектные исследования стали нормой и даже обязательными составляющими для проектов, и это радует. Здесь важно, чтобы эти исследования оставались средствами и не становились целью и главной идеей.
Архитектура прошлого часто декларировала какую-либо позицию — власти, как в случае с архитектурой тоталитаризма, или идейной организации, как в случае с Баухаусом. Современная архитектура не кажется такой однозначной. С чем это связано?
Я думаю, это связано с тем, что сейчас общество в целом более дисперсно. Раньше были больше развиты сообщества — люди объединялись на базе идей, обменивались знаниями и передавали книги из рук в руки. Сейчас у тебя 24/7 есть доступ к базе мировых знаний, поэтому, изучая весь мировой опыт, ты формируешь свою точку зрения. К тому же, многие современные архитекторы декларируют максимальную инклюзивность и гуманность, открытость для всех и следование запросам общества. Мы стараемся следовать этим принципам. Именно в этом мы видим современный подход.
Как меняется архитектура в парадигме экономного отношения к ресурсам? И что такое «устойчивая» архитектура, существует ли такое понятие по аналогии с устойчивой модой и дизайном?
Да, устойчивая архитектура набирает популярность во всем мире. В основном эта тенденция выражается в максимально эффективном использовании естественной энергии: солнца, воды, ветра, силы инерции, окружающей температуры. Кроме принципов, относящихся к объемно-пространственным решениям, это и инженерные системы, позволяющие экономить на обслуживании здания.
Городская ферма на ВДНХ, Wowhaus.
Сейчас в России не так много подобных проектов, потому что у «зеленых» инженерных систем довольно большой срок окупаемости. Но с развитием технологии приходит удешевление продукта, поэтому думаю, что это перспектива ближайших лет.
Сегодня, когда смежные дисциплины взаимодействуют друг с другом — дизайнеры пробуют себя в моде, архитекторы в дизайне, — какой, на ваш взгляд, должна быть система образования в этой сфере?
Образование должно быть междисциплинарным, это безусловно.
Искусство всегда существует в контексте.
И важны не только смежные дисциплины — архитектура и дизайн, живопись и скульптура, — но и понимание об обществе в целом, знание истории, социологии, экономики. Кроме того, есть и технически важное взаимодействие. Продуктовый дизайнер должен знать, как работает производство, а архитектору необходимо всегда быть в курсе новых материалов и иметь представление об инженерных системах.