Влад Обласов: «Свет как инструмент для работы с ощущениями человека»
Световой дизайнер, для которого главное – не только работа с пространством, но с ощущениями людей, находящихся в нем; преподаватель Архитектурной школы МАРШ и сооснователь бюро и журнала о свете [ДЛИНА ВОЛНЫ]. Мы поговорили с Владом об одном из его последних проектов, качественном освещении, новых технологиях и их доступности, а также о будущем светового дизайна.
Space 2.0 для MosBuild 2021 демонстрировал тренды R&D ближайших 10-15 лет, могли бы вы кратко их сформулировать?
Я не очень люблю говорить о трендах, потому что чаще всего они – попытка создать спрос на продукт. Качественное освещение — это набор параметров, которые формировались годами. Можно выделить тренд на освещение для человека, но тогда под это определение может попасть сразу ряд концепций: от переносного и гибкого света (настольные лампы, торшеры) до технологий Tunable White, которые позволяют регулировать оттенки белого света в одном приборе. При этом это могут быть стилистически разные приборы. Свет в Space 2.0 — это одна из фантазий на тему будущего, но не правило. Освещение всегда должно гармонично дополнять пространство, усиливать его и расширять возможности. Поэтому решения для данного павильона подбирались именно в контексте его наполнения и базовой идеи.
Какие технологии были применены в Space 2.0?
Лаконичный образ пространства определил внешний вид приборов и световые эффекты. Мы говорили о прямых линиях, самостоятельно светящихся плоскостях, компактных светильниках с минимально заметным источником света.
Световой потолок разработан с учетом зонирования пространства и способен менять цвета и оттенки белого. Таким образом мы можем говорить как раз про освещение, ориентированное на гармонизацию жизни человека. Утром в зоне спальни свет плавно разгорается красными и оранжевыми оттенками, имитируя рассвет и пробуждая человека. В течение дня зона офиса может быть освещена более холодным светом, который позволяет сохранять концентрацию и работоспособность. Вечером же свет в гостиной может становиться более теплым и комфортным, что позволяет расслабиться и подготовиться ко сну.
Каким образом светодизайн отвечает основным трендам жилья будущего?
Архитекторы предложили вариант квартиры-робота с трансформируемой планировкой и адаптивным дизайном. Я же хотел вновь поговорить про свет как инструмент для работы с ощущениями человека. Лаконичность, интегрированность, вариативность. В данном проекте свет подстраивается под человека и его потребности, тактично сопровождая настроение.
Что из этого уже может быть реализовано сегодня практически у каждого из нас дома?
Все решения, представленные в павильоне, понятны в исполнении и могут быть реализованы. Технологии развиваются стремительно, соответственно, их цена из года в год становится более доступной.
С другой стороны, не все представленные технологии необходимы для комфортной жизни каждого человека. Важно понимать ценность качественного света и то, как он влияет на организм. У вас дома может не быть светового потолка, но добиться разных режимов освещения можно при помощи нескольких приборов: потолочных светильников, настенных бра, торшера и настольной лампы. В различных комбинациях они способны кардинально трансформировать облик пространства и, соответственно, ощущения человека в нем.
Как изменился светодизайн за последние 5-10 лет? Можно ли спрогнозировать, каким будет светодизайн будущего для жилых пространств?
Мне кажется, что именно идеологически светодизайн больше всего изменился за последние 2 года. Все больше иностранных коллег стали организовывать образовательные выступления, открытые столы и конференции. Сильно повысилось внимание к качеству уличного света, где речь идет уже не только о световом загрязнении, но и о качестве приборов, их монтаже и юстировке. В профессиональном сообществе стало популярно движение The Lighting Police, которое призвано обратить внимание на свет вокруг. Светодизайнеры стали больше говорить про световую среду, как она влияет на пользователя. Индустрия становится более ориентированной на человека. И нам хочется поддержать этот тренд в России.
Я не готов строить гипотезы, но могу рассказать о том, над чем работает наша команда Poisson Spot и журнал [ДЛИНА ВОЛНЫ]. Мы считаем, что при плотной городской застройке архитекторы и девелоперы недостаточно внимания уделяют естественному свету. Поэтому мы усиливаем свои компетенции в анализе дневного освещения. Также мы планируем инициировать диалог с застройщиками на тему качественной световой среды во дворах и городском ландшафте. И, конечно же, мы стараемся обучать наших партнеров и клиентов, разговаривая с ними о важности качественного света. Для этого, помимо информативных публикаций, мы разрабатываем программу воркшопов и открытых столов.
Поговорим о доступности новых технологий. В какой области быстрее и проще применяются новые светотехнологии: в экспозиционном дизайне, в оформлении общественных пространств, жилом строительстве? Насколько возможно/необходимо широкое применение новых светотехнологий в массовом жилищном строительстве?
Новые технологии быстрее и проще применяются там, где в них видят ценность. Музеи оценивают цветопередачу света, вариативность оптики и возможность управления. Те же самые параметры распространяются и на жилые пространства, и в ритейл-сегменте. Глобально, качественный свет важен и нужен везде, потому что он напрямую влияет на внешний вид окружающего нас пространства, а значит на качество жизни. И если под недоступностью имеется в виду высокая стоимость, то это проблема расстановки приоритетов и незнания рынка. Даже среди именитых фабрик можно обнаружить достаточно бюджетные серии дизайнерских светильников с историей и именем.
Я считаю, что качественное освещение необходимо в самом широком применении. Именно поэтому мы стараемся обратить внимание наших партнеров, клиентов и друзей на свет. Заинтересованность позволяет обнаружить неочевидную ценность.
Фото: Даниил Анненков.