Росс Лавгроув: «Скучные вещи исчезнут, потому что молодым людям не интересно тратить деньги на статичную, пусть и со вкусом оформленную, жизнь»
Британский дизайнер Росс Лавгроув (Ross Lovegrove) стоит особняком даже среди самых футуристичных дизайнеров нашего времени. Он одним из первых провозгласил естественную потребность дизайна быть устойчивым и органическим, необходимость работы в связке с учеными, интеграции новейших экспериментальных технологий. В этом году дизайнер-революционер возглавил состав жюри Lexus Design Awards Russia Top Choice и, судя по опыту, он будет искать по-настоящему инновационные проекты. Мы поговорили с Лавгроувом о том, как он оценивает дизайн в настоящем и будущем, и к чему сегодня стоит присмотреться молодым дизайнерам, а на что стоило бы закрыть глаза и оставить в прошлом.
Как вы думаете, чем запомнится текущее столетие с точки зрения дизайна?
Самые большие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в начале 21 века и которые в конечном итоге останутся у нас в памяти спустя эти 100 лет, будут связаны в первую очередь с изменением климата, продовольственной безопасностью и внедрением ИИ («искусственного интеллекта» — прим.ред.) во всех аспектах жизни.
Дизайн в том виде, каким мы его знаем, закончится и обратится в сторону высокоразвитой среды решения проблем, будет тесно сотрудничать с учеными и инженерами. Привычный дизайн заменят интеллектуальные алгоритмы, которые обладают логикой, целеустремленностью и изобретательностью, более точно определяют человеческие потребности и укладывают их в систему. В конечном итоге это приведет к более естественному и синергетическому согласованию с нашей биосферой и к шансу на адаптивное выживание.
Solar Tree - система уличного освещения на солнечной энергии, разработанная Россом Лавгроувом для Музея Angewandte Kunst (MAK) в Вене
Помните ли вы себя молодым и начинающим? Что было самое сложное в то время для начинающего дизайнера?
Я помню, когда начинал и как впервые осознал, что я вообще могу стать дизайнером. Самым большим вызовом для меня тогда было преодоление уязвимости, которую я неизбежно чувствовал, потому что был простым парнем из рабочего класса. Если бы моя попытка окончилась неудачей, меня никто не смог бы поддержать. И в то же время я чувствовал себя очень уникальным и выделяющимся, но я понятия не имел, как найти способ применения этой уникальности и моему особенному взгляду на мир.
Solar Car - автомобиль на солнечных батареях для Swarovski
С каким вызовом и с какими трудностями сталкивается новое поколение дизайнеров?
Самая большая проблема, с которой сталкиваются молодые дизайнеры сегодня, заключается в том, что сама профессия теряет свою форму и определение. Трудно представить, будут ли креативные студии существовать через год или два, поэтому концепция присоединения к команде и работы в ней — очень неопределенная.
Необходима новая модель того, как объединяться, создавать и производить то, что ценит общество.
Потребности быстро уходят от диванов и подушек в сферу здоровья, фитнеса, умного образа жизни и своего рода автономной независимости, которая не имеет ничего общего с иконографией дизайна сегодняшней модели.
Возможно, командам профессионалов нужно объединяться в социальных сетях, собираться вместе и делиться знаниями и целями, например, в области устойчивого развития, материаловедения, программирования приложений, интеллектуальной одежды и т. д.
60-метровая яхта BIOYOT на солнечных батареях
Что сегодня значат понятия «новатор» и «инновационный»?
Я новатор во всем, что делаю, и всегда им был. Я ищу новые решения, эстетику, думаю, как определять «современность». Словом «СОВРЕМЕННЫЙ» так злоупотребляют! То, что ВЫГЛЯДИТ современно, и то, что ЯВЛЯЕТСЯ современным, — две разные вещи. Например, все, что производит Space X, — современный дизайн, без ностальгии, полностью загруженный массированными инновациями. Меня это по-настоящему захватывает. Инновации происходят от радикального подрывного мышления, стремления изобретать и применения новых технологий. «Cоздавай инновации или умри» — в это я верю.
Концепт-кар Twin’Z для Renault
Вы были настоящим пионером того, что называют sustainable — «устойчивости», вневременного дизайна. Как вы оцениваете популярность этого тренда и термина в наши дни?
Никогда, даже будучи совсем юным, я не понимал, почему устойчивость не является неотъемлемой частью всего, что мы делаем. Устойчивое развитие — не современное изобретение. Наши предки очень хорошо это знали, поскольку у них был более высокий уровень сознательности, а вместе с тем и более сильный инстинкт выживания.
Мы дистанцировались от нашего первобытного инстинкта, который был близок к природе, и заменили его неоспоримым правом на жизнь, где все в изобилии и все это изобилие преподносится на блюдечке.
На протяжении всей своей дизайнерской жизни я искал систему экономических ценностей непосредственно в том, что я придумываю и проектирую. Оставался верным принципу редукции, сохраняя радость материалов и формы. Моя солнечная машина Solar Car для Swarovski, лампа My Solar Bud для Luce Plan, велосипед Bamboo bike для Biomega или даже недавний проект, бутылка шампанского для GH Mumm, — это не проекты, а послание сообществу дизайнеров и общественности о том, что вам не нужно снижать эмоциональную силу предмета, чтобы быть устойчивым. Наоборот! Устойчивое развитие уже связано с моралью и образованием. Это не тренд, а универсальный закон природы.
Ridon - мотоцикл из углеродного волокна. Экспонат выставки "primordial" Росса Лавгроува в галерее Galerist
Как пандемия повлияет на результаты текущего конкурса Lexus? Будут ли судьи уделять больше внимания каким-то конкретным критериям, чтобы выбрать лучших?
Я надеюсь, что LEXUS AWARD награждает открытое творчество и служит фильтром для идей и инноваций. LEXUS как бренд олицетворяет лидерство и инновации, поэтому, опять же, надеюсь, он станет магнитом для СОВРЕМЕННЫХ и актуальных изобретений.На протяжении всего моего опыта судейства в разных конкурсах, даже когда я был председателем BRAUN PRIZE 20 лет назад, я сильно агитировал за экологичность и устойчивость в проектах, чем сильно раздражал других судей. Им даже пришлось создать специальную премию Lovegrove, чтобы удовлетворить мои ощущения от важности этих критериев.
Какие работы вы ожидаете увидеть среди заявок?
Я надеюсь увидеть большое разнообразие предложений во всех областях: от моды и текстиля, технологий, которые можно носить, здравоохранения, транспорта и даже идей, объединяющих науку, искусство и технологии.
Подвесной светильник Cosmic Angel для Artemide
Как с годами развивался для вас сам процесс дизайна? Какие технологии изменили или изменяют правила игры?
Я начал с того, что вырезал коряги на пляже, а теперь работаю с алгоритмами, искусственным интеллектом, аддитивным производством и передовыми технологиями и процессами.
Все это меняет правила игры. Но самое важное из них — это использование мощи вычислительного дизайна для создания генеративного дизайна, который может обеспечить максимальный уровень производительности при минимальном использовании материалов и энергии.
Bamboo Bike - велосипед из бамбука для выставки Biomega на Неделе дизайна в Милане 2009
Меняется ли сейчас общий ландшафт в дизайне? Как вы думаете, что произойдет с обычными мебельными брендами, которыми рынок переполнен, в ближайшие 5-10 лет?
Большинство мебельных брендов меня утомляют. Это так консервативно и скучно, что я предпочел бы сидеть на полу. В 60-х и 70-х годах мы видели и более качественные диваны от Марио Беллини, чем их делают сейчас. Все это уже не важно! Даже интерьеры автомобилей более интересны своими формами, созданными на основе человеческого тела, новых материалов и продуманной эргономики.
Если дешевле и проще покупать вкусную еду в интернете, зачем вам нужна шикарная кухня за 100 000 долларов?
Скучные вещи исчезнут, потому что молодым людям просто не интересно тратить деньги на статичную, пусть и со вкусом оформленную жизнь. Все должно стать дематериализованным, интегрированным, уникальным и физически СОВРЕМЕННЫМ.
Foliates - кольца для галереи Луизы Гиннесс, выполненные 3D печатью на золоте в 18 карат
Какие самые важные инициативы происходят в дизайне прямо сейчас? В чем бы вы, будучи молодым дизайнером, принимали участие?
Пожалуйста-пожалуйста, пусть вас перестанут впечатлять дизайнеры, которые проектируют мега яхты или двухместные высокопроизводительные автомобили. Не вдохновляйтесь дизайнерами, которые создают токсично-розовые предметы забавных форм. Пожалуйста-пожалуйста, сделайте своими героями антропологов, ботаников и ученых.
Подумайте о способах очистки и фильтрации нашего воздуха, океанов, о системе жизнеобеспечения, о защите слонов, тигров и даже самых маленьких существ. Подумайте о том, как жить в автономном режиме, используя минимум энергии. Как использовать технологии и отвлекаться. Как прийти к гармонии и равновесию.
Баки Фуллер придумал термин «космический корабль Земля» — подумайте об этом и используйте свои таланты, чтобы улучшить то, что есть, придумать новое и цивилизовать дизайн, не делая его скучным.
Думайте о своих интересах, но не будьте тщеславными. Это не имеет значения. Дизайн — это проектирование жизни и наслаждение от того невероятного блеска, который рождает стимулирование оптимизма в нашем коллективном будущем при помощи ваших идей, вашего ума и таланта. Не принимайте на веру то, что существует, ставьте ВСЕ под вопрос.
и Помните — то, что выглядит современным, и то, что современным является, — это разные вещи…
Благодарим компанию Lexus и конкурс Lexus Design Awards Russia Top Choice за организацию интервью.