Rhizomatiks: «Свет и движущийся в нем человек – уже само по себе завораживающее зрелище»
Миланская неделя дизайна – событие по-настоящему масштабное, воспевающее не только дизайн мебели и света, но и дизайн вообще – как явление, как медиум. Важная составляющая события – многочисленные инсталляции, разбросанные по всему городу, от приуроченной к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи AQUA, Leonardo’s Water Vision (каждый день ее посещало до 2000 человек) до более камерной Leading with Light, которая состоялась в рамках ежегодного Lexus Design Event. Авторами инсталляции, транслирующей философию дизайна Lexus, стала японская студия дизайна Rhizomatiks, известная, в том числе, работой с исландской певицей Бьорк.
Вдохновленный технологией освещения Lexus (а именно инновационными фарами), Leading with Light («Направляя светом») — это яркое и динамичное иммерсивное шоу, в котором бесчисленные лучи света управляются так, чтобы взаимодействовать с образом человека, танцовщицы в белом. Интеллектуальные мобильные устройства интуитивно показывают путь к открытому порталу, который представляет завтрашний день безграничного воображения и инноваций. Зрители тоже могли принять участие в инсталляции, осветив себе путь светящимся шариком.
Иммерсивное шоу сопровождало презентацию проектов и церемонию награждения конкурса дизайна Lexus Design Award. В этом году в финале оказался проект участника российского этапа конкурса Lexus Design Award. Russia Тор Choice 2019 — Дмитрия Балашова.
Мы встретились с японцами Rhizomatiks на площадке Superstutio Piu в Милане и записали с ними короткое интервью о роли инсталляции в современном мире.
Как вы думаете, почему инсталляции и медиа-арт сегодня так популярны? Кажется, ни один крупный фестиваль или презентация не обходится без инсталляции. Миланская неделя дизайна – тоже, конечно, не исключение.
Мы занимаемся этим больше 15 лет и да, инсталляции действительно становятся все более популярными. Для этого есть несколько причин. Во-первых, это, конечно, PR. Соцсети сегодня работают лучше любой рекламы, а красивая инсталляция точно окажется в Instagram – это и станет отличной рекламой вашему продукту. Во-вторых, инструменты и материалы, необходимые для строительства даже самых необычных инсталляций, сегодня стоят куда дешевле, чем раньше. И, в-третьих, таких инструментов, из которых можно построить инсталляцию легко и быстро, сегодня существует огромное множество. Все это играет свою роль.
Расскажите о своей инсталляции для Lexus. Как бы вы ее описали?
На этот раз мы решили сделать не просто инсталляцию, а настоящий спектакль, посвященный свету, движению и человеку, который взаимодействует с этими двумя величинами.
Почему вы решили добавить в свой спектакль элемент интерактивности и насколько интерактивность вообще важна в инсталляции?
На самом деле, нас всегда очень интересовало, как человек реагирует на лучи света. Когда мы работаем с визуальной составляющей или звуком, мы всегда анализируем реакции человека. Даже не так: сначала мы анализируем реакции людей, а уже потом приступаем к работе над изображением и звуком. Мы работаем так постоянно, так что этот шаг (включить в инсталляцию элемент интерактивности, когда каждый из присутствующих может принять участие в шоу – примеч. ред.) для нас очень естественный. Это планомерная работа.
Что еще должна включать в себя идеальная инсталляция?
Важнейший фактор – время, точнее, распределение времени между такими параметрами, как звук, свет и, в данном случае, движения танца. Временная шкала очень важна, потому что в итоге все должно «звучать» в унисон – движения должны развиваться в соответствии с другими составляющими шоу. Свет и движущийся в нем человек – уже само по себе завораживающее зрелище, но действительно важнее всего в инсталляции – категория времени.
Вы работаете как с художником, так и с исследователями. Как вы думаете, в чем сила междисциплинарного подхода?
В первую очередь, у нас большая команда, и над всеми проектами мы работаем сообща. Это очень важно. Не один человек берет на себя работу над проектом, а каждый в команде делает свою часть работы, ту, которая соответствует его специальности. Каждый член нашей команды – специалист в определенной области, дизайнер, визуализатор, инженер и так далее. В команде мы создаем то, что никогда бы не сделали поодиночке, и у нас это получается только потому что мы – команда. Работа такого уровня возможна только с применением междисциплинарного подхода, где у каждого – своя зона ответственности.
Вы работали с крупными брендами и большими артистами, в том числе с Бьорк. У вас есть любимый проект в вашей практике или, может быть, самый сложный, самый интересный?
Ну, честно говоря, сейчас у нас любимый – проект для Lexus, потому что он самый новый. Он самый свежий в памяти. И к тому же для нас это был огромный вызов, большая и важная задача, которую мы решили по-своему. Этот проект очень много говорит о нашей команде и нашем подходе к работе – посмотрите, и сами все поймете.
Фото предоставлены пресс-службой Rhizomatiks.