Пьер Паоло Челесте: «Русский и итальянец всегда готовы договориться»
В преддверие 14-й выставки Salone del Mobile.Milano Moscow, которая пройдет 10-13 октября в «Крокус Экспо», мы поговорили с Пьером Паоло Челесте, директором московского представительства Агентства по продвижению итальянских предприятий за рубежом, о том, чем русские похожи на итальянцев, каким будут отношения между произодителям и потребителями в будущем и том, нормально ли для дизайнера скрывать наличие скидки на мебель от своего клиента.
Фабрика – поставщик – потребитель. Как выглядят образцовые отношения между ними?
Наш мир становится все более прозрачным, и это касается всего. Определенно, отношения между фабрикой и потребителем становятся ближе. Мы видим, что самые успешные компании в мире – те, которые работают со своими покупателями напрямую, без посредников. И я думаю, со временем эти отношения станут еще более открытыми. С другой стороны, в России, например, есть очень хорошие дистрибьюторы, люди, которые действительно работают на благо потребителя, выступают посредником между им и компанией. В такой большой стране, как ваша, без этого не обойтись, поэтому мы по-прежнему помогаем компаниям из Италии найти поставщиков, которые помогли бы им распространять свою продукцию в России. И хотя в уверен в том, что отношения компаний с потребителями будут становиться ближе, многое зависит от структуры самой компании. Итальянские компании, например, открывают свои офисы в России, чтобы работать с покупателями напрямую, и это удобно, если речь идет о Москве. Отправить что-то из Италии во Владивосток может быть сложнее. Таким образом, хорошо, если между фабрикой и потребителем будет кто-то, кто возьмет на себя реализацию продукции в магазинах или работу с прессой – это всегда работает на благо компании.
В России часты случаи, когда дизайнер получает от производителя скидку, но скрывает ее от своего клиента, забирая разницу в цене себе. Отношения между дизайнером и заказчиком в Италии прозрачные?
По-моему, это вполне нормальная ситуация. В том числе, и в Италии. Итальянские дизайнеры часто имеют скидки от производителей, это их привилегия, которую они заслужили своей профессией. И я не думаю, что делить скидку с клиентом – это справедливо. Проще говоря, это часть работы. Конечно, дизайнер может сделать скидку своему клиенту, но он вовсе не обязан этого делать.
У меня есть один близкий друг, который занимается архитектурой, и я помню, как был счастлив, что смог купить некоторые предметы для своего дома со скидкой. Скидкой, которую любезно предоставил мне друг. Между прочим, она составляла почти 20%. То есть, спросить про наличие скидки можно, и, конечно, с точки зрения дизайнера правильно будет сказать правду. И все-таки эта правда ни к чему его не обязывает. Давайте представим, что вы дизайнер, и вы говорите мне: «Кресло Kartell будет смотреться в этом интерьере превосходно». И тогда я могу спросить: «А вы можете купить его для меня со скидкой, чтобы я мог сэкономить?». Ничего плохого в этом вопросе нет. Но и вы, как дизайнер, вполне можете ответить мне: «Нет, не могу». И тогда я иду в магазин и просто покупаю эти кресла Kartell. Это совершенно обычная ситуация.
Вы как-то сказали, что Италия – идеальный партнер для России. Почему вы так думаете?
Потому что мы очень похожи. Мы в Италии переживали тот же экономический период, который Россия переживает сегодня. В истории нашей страны был такой момент, когда необходимо было бросить все силы на индустриализацию страны. Это было в 1950-60-х годах, после войны. В этот процесс так или иначе были вовлечены все, потому что все хотели жить лучше: каждый вносил свой вклад.
Сейчас похожие процессы происходят в России. Реальная задача вашей страны – создать новый сильный средний класс из предпринимателей, способствовать созданию новых компаний, новых производств. Вот почему я думаю, что итальянец прекрасно понимает русского, который хочет открыть свое дело, например. Потому что мы переживали те же времена и справлялись с теми же проблемами. Мы с вами можем быть партнерами, где нет тех, кто выше или ниже – мы находимся на одном уровне. А вы же знаете, с какой претенциозностью некоторые бизнесмены иногда смотрят на новичков в том же деле? Между нами ничего подобного нет, поэтому русский и итальянец всегда готовы договориться и найти оптимальное решение для обеих сторон. Кроме того, я все время поражаюсь, как много в Италии русского, а в России – итальянского. Я уже несколько лет живу в России, и все время вижу «приветы» из Италии.
Например?
Мы как-то ездили в Новосибирск, и увидели там здание, которое называется «Палермо». Мы, конечно, стали спрашивать: «Почему “Палермо”?». Оказалось, что его так назвали из-за итальянцев, которые жили там в 1930-50-х годах. Представьте: итальянцы жили вместе с русскими, и так появилось здание, названное в честь одного из итальянских городов. И это только один из примеров. Достаточно вспомнить, какой вклад итальянцы внесли в образ российских городов: с Санкт-Петербурге полсотни зданий были построены итальянскими архитекторами.
Вы давно работаете с российским рынком. Как, по-вашему, он изменился за эти годы?
Раньше вести бизнес было в некотором смысле проще: был тот, кто привозил продукцию из-за границы, и был тот, кто это покупал. Сейчас мы делаем акценты на продвижение, маркетинг, рекламные кампании – это, своего рода, революция. Ваш рынок меняется, а вместе с ним и визуальный облик городов. Я много где был, и вижу, каким красивыми становятся ваши города, как растут магазины – все это признак развития рынка. Конечно, по-прежнему есть, над чем работать, и разные регионы меняются по-разному. Но я думаю, что рано или поздно это изменения будут заметны в каждой части этой огромной страны.
Что вы думаете о развитии российского дизайна?
Я, на самом деле, очень люблю российский дизайн. Модная индустрия, например, в России, мне кажется, очень хорошо развита, и то, что делают ваши дизайнеры, – это действительно очень интересно. Российский дизайн в этом смысле не уступает итальянскому: многие дизайнеры из России представляют свои коллекции на итальянских показах. И вместе с тем, я думаю, «российский» дизайн – это очень широкое понятие с большим количеством характеристик и выражений. Думаю, он во многом еще ищет себя, но, учитывая огромный вклад России в мировую культуру, я не думаю, что это будет сложно.
А что насчет дизайна мебели?
Конечно, у российского дизайна мебели большой потенциал, и я видел интересные примеры, но ваш дизайн пока очень молодой, и только формируется. Это небыстрый процесс. Будучи итальянцем, я, конечно, привык к определенному стилю, я люблю чистые линии, минимализм. Вкус, конечно, у всех разный, я лишь имею в виду, что большинство из нас может легко представить итальянский дизайн, распознать его и наделить рядом характеристик. Российский дизайн, напротив, только ищет свой путь, он пока слишком неопределенный, это очень молодая индустрия.
Как вы думаете, сегодня стать популярным дизайнером проще, чем раньше? Как, например, российскому дизайнеру стать популярным в Италии?
Совершенно точно! Сегодня благодаря социальным сетям можно стать популярным в в любой сфере, можно даже стать знаменитым певцом. Если говорить о дизайнерах и компаниях, конечно, сейчас существует гораздо больше возможностей для презентации себя, чем раньше. Еще 40-50 лет назад, чтобы показать свой дизайн, нужно было посетить несколько крупных профильных выставок, раздать визитные карточки, познакомиться с огромным количеством людей вживую. Сегодня все по-другому. Если вы популярны в социальных сетях, вы популярны в принципе. Для молодых дизайнеров это блестящий шанс заявить о себе. Конечно, не всегда все удается (и итальянским дизайнерам в том числе), но тот, кто все преодолеет, сможет стать по-настоящему успешным дизайнером.