Патрик Шумахер: «Мы должны научиться отличать настоящие иконы от того, что ими только притворяется»
В рамках грядущего Moscow Urban Forum Патрик Шумахер расскажет о том, как создать социальный, экологический и экономический баланс в городах с помощью уникальной архитектуры. Основоположник и идеолог параметризма, руководитель студии Zaha Hadid Architects, философ, математик, заведующий кафедрой архитектуры Гарвардской высшей школы дизайна — он успел оставить след в истории архитектуры и продолжает оставаться одной из самых влиятельных персон глобального архитектурного сообщества. В преддверии форума мы поговорили с Патриком о том, что такое «современный» и «вневременной», можно ли применять параметризм для улучшения маленьких городов, как строить вне политики и какими должны быть отношения современных архитекторов и девелоперов.
Патрик Шумахер Руководитель бюро Zaha Hadid Architects, инженер, доктор философии, член Регистрацион-ного совета архитекторов Королевского института британских архитекторов
Как бы вы определили слово «современный»? Для вас это нечто, что опережает свое время или соответствует ему?
Обычно городские предприниматели и архитекторы стараются опережать тенденции и лидировать в развитии. Это подразумевает, в том числе, брать на себя риски и занимать лидирующие позиции на рынке за счет нововведений, которые — мы надеемся — будут восприняты как инновации.
Можно ли сказать, что термин «вневременной» подходит для описания каких-то проектов XXI века?
Я не думаю, что в архитектуре может быть что-то совершенно вневременное. Что важно, так это отличать инновации, которые созвучны существенным эпохальным преобразованиям, от недолговечных, поверхностных мод.
Тема Московского Урбанистического Форума в этом году посвящена городам-«суперзвездам». А что определяет архитектуру городов, не являющихся центрами инвестиций и технологий? И можно ли там использовать принцип параметризма (направление, в котором следование принципам природы идет параллельно с применением методов информационного моделирования зданий — прим.ред.)?
Да, хотя для параметризма было бы наиболее рационально и уместно пустить корни в первую очередь в наиболее продвинутых центрах нашей развивающейся мировой цивилизации. Этот новый эпохальный стиль универсален в той мере, в какой по крайней мере некоторые аспекты нашей новой современной цивилизации получили широкое распространение. Наиболее зрелые развитые общества частично впали в модель политического паралича и поэтому сопротивляются текущим тенденциям, тем самым, медленно, но верно, подрывая свою конкурентоспособность.
Должна ли архитектура сегодня быть революционной и знаковой или просто практичной?
Архитектура должна быть революционной или, по крайней мере, предлагать интересные и действительно практические инновации. Практичность не должна полностью противоречить «иконичности». Если архитектор исследует и строго переводит новые практические пространственные требования наших сложных и динамичных жизненных процессов и беспристрастно учитывает уникальные условия данного участка, то результат этого аутентичного процесса проектирования будет выглядеть необычно и, таким образом, станет иконой по умолчанию. Однако следует отказаться от погони за «зрелищем ради зрелища». Мы должны научиться отличать настоящие иконы от того, что ими только притворяется.
ZHA, One Thousand Museum в Майями, ©Hufton+Crow
Можно ли строить социально значимые здания, избегая политического подтекста?
Да, я думаю, что социальная значимость не в первую очередь политическая. Политика — это лишь вторичное выражение и реакция на социально значимые события, когда новая прогрессивная динамика нарушает унаследованный образец возможностей.
Нравится ли вам, как в фильмах показана архитектура будущего?
Нет, я не считаю, что фильмы показывают, каким может и должно быть наше архитектурное будущее.
Мэтью Соулз в своей книге «Айсберги, зомби и ультратонкие: архитектура и капитализм в XXI веке» говорит: «Поскольку архитектура теперь является капиталом, эффективный архитектор должен практиковать форму критического финансирования. Это означает не то, что архитекторы должны стать банкирами, а скорее, что архитекторы могут рассмотреть возможность сотрудничества с финансистами в манере, аналогичной тому, как они сейчас работают с инженерами». Что вы думаете об этом заявлении?
Я думаю, что городские предприниматели (это мой термин для девелоперов) посредничают между финансами и архитектурой. Мы, архитекторы, можем предложить улучшенную социальную функциональность зданий. Надлежащим собеседником архитектора по этому ценностному предложению, которое учитывает как затраты, так и выгоды, — является предприниматель, а не финансист. Именно предприниматель должен преобразовать улучшенный опыт конечного пользователя, который видит архитектор, в перспективы продаж, которые могут обеспечить конкурентоспособную прибыль на вложенный капитал.
Как COVID-19 повлиял на студию и рабочие процессы в команде? Были ли перенесены или отменены какие-либо проекты?
Несмотря на некоторые отсрочки и некоторые отмены, мы смогли расширить наш бизнес на протяжении всего периода COVID-19.
Какие новые проекты сейчас в работе у Zaha Hadid Architects?
Мы много работаем в Китае. Там амбициозные города серьезно конкурируют за национальное и международное внимание, таланты и инвестиции.
ZHA, Shenzhen Tower C, рендер Brick Visual
Крупнейший в мире урбанистический конгресс Moscow Urban Forum 2021 с участием иностранных спикеров состоится в гибридном формате с соблюдением санитарных требований. Он пройдет с 1 по 4 июля в "Зарядье". Лекции звездных спикеров, дискуссии и круглые столы, проходящие в КЗ "Зарядье", организаторы будут транслировать на сайте https://mosurbanforum.ruПатрик Шумахер примет участие в трех сессиях Moscow Urban Forum:Города-суперзвезды. Слагаемые успеха1 июля 10:00–11:30Патрик Шумахер - The Politically Smart City1 июля 16:00–16:30Эпоха звездопада. Продолжится ли эра старкитектов?1 июля 17:00–18:00
Все права на изображения: Zaha Hadid Architects.