Наталия Зайченко: «Это огромное удовольствие – видеть, как твоя архитектурная концепция разрастается»
18-20 сентября всех ценителей современного искусства ждут на международной ярмарке Cosmoscow 2021, которая в этом году соберет рекордное количество галерей. За архитектуру Cosmoscow вот уже восьмой год отвечает Наталия Зайченко, архитектор и основатель бюро NZ-group. Мы поговорили с Наталией о том, как адаптировать архитектурную концепцию к новой площадке за две недели, что самое важное в проектировании ярмарки, и как пространство может влиять на поведение человека.
Наталия, расскажите подробнее о проектировании Cosmoscow в 2021 году. В чем принципиальное отличие от предыдущих ярмарок?
Главное отличие – это, конечно, новые дедлайны. Обычно у нас проектирование ярмарки занимает 5-6 месяцев, а сейчас пришлось всё адаптировать за две недели. Такого неожиданного опыта быстрого переформатирования выставки совершенно в другое пространство не было ни разу за восемь лет. Представьте: мы занимали один этаж, а сейчас – три. К тому же в Центральном Манеже на нижнем этаже есть колонны. Это очень изменило восприятие архитектуры и атмосферы в целом.
Cosmoscow 2018
Что касается дизайна в этом году, то он у нас подчинен мировой повестке и концепции устойчивого развития. На самом деле, это удивительная история, которая переплетается в разных моих проектах. Я делала корпоративный музей для одного завода, который занимается производством изделий из пластика. Они создают складные и перерабатываемые ящики для продуктовых сетей. Меня эта идея очень впечатлила, поэтому в дизайн ключевых зон на Cosmoscow мы внедрили эти самые ящики, которые потом вернутся на производство и будут использованы заново.
Как вам кажется, насколько сильно экологическая повестка диктует правила современным архитекторам?
Думаю, сейчас это идет и со стороны заказчика, и со стороны архитектора. С одной стороны, компании хотят быть в этом «потоке». К тому же сейчас от корпораций требуют разные экологические сертификаты, поэтому повестка устойчивого развития напрямую влияет на статус компании. Соответственно, и сами архитекторы должны в это всё вникать и знать, какие правила с точки зрения экологии существуют.
Сейчас в архитектуре появляется очень много экологических трендов – например, плитка, которая сама себя обеззараживает, перерабатываемые ткани, которые всё чаще используют в интерьерах, и многое другое.
Как ярмарка менялась из года в год, какие значительные изменения были сделаны в архитектуре и дизайне?
За восемь лет очень увеличилась плотность застройки. Если посмотреть на количество стендов, которое было тогда и сейчас, мне кажется, плотность выросла раза в три. Нам стало тесно в Гостином Дворе, мы с трудом помещаемся на трех этажах в Манеже. Показательно, что в 2015 году у меня стояла задача распределить всех так, чтобы не было пусто, а сейчас – чтобы все поместились.
Cosmoscow 2019
Вы проектируете ярмарку Cosmoscow начиная с 2014 года. Появился ли у вас фаворит за эти восемь лет?
Я бы не стала выделять какой-то один год, потому что для меня каждая ярмарка – это определенный челлендж. Вызов найти классное новое решение, которое будет бюджетным, ярким и интересным. Поэтому я каждый выпуск ярмарки очень люблю и ценю.
Расскажите, в чем заключается главная архитектурно-дизайнерская задача при проектировании ярмарки, помимо того, чтобы грамотно уместить все стенды?
Моя главная задача при проектировании ярмарки – создать для галеристов и партнеров комфортное пространство, распределить потоки гостей, проанализировать все пожелания, найти компромисс между ними и выстроить сценографию. Важны общественные зоны, такие как входная группа, медиа-лаунж и лекторий, магазины, пространство для Cosmoscow Kids и лаунжа коллекционеров. В течение 5 месяцев работы над ярмаркой может быть до 50 обновлений общего плана.
В эксподизайне сейчас появился такой термин – «Instagram-вау». Иногда он даже прописывается в техническом задании. Это когда на выставке обязательно должны быть интересные видовые точки, где гости захотят сделать много фотографий. Для меня этот новый тренд – еще один вызов. Конечно, всё должно быть органично спроектировано, интегрировано в общественные зоны и в материалы, которые мы планируем использовать в этом сезоне.
Cosmoscow 2019
Из-за смены локации вам пришлось делать какие-то кардинальные изменения в концепции?
Мы постарались сохранить в тех же размерах стенды, которые у нас уже были согласованы с галеристами и партнерами. А вот мои зоны пришлось адаптировать, потому в Манеже совершенно другое пространство.
Что вам нравится больше всего в процессе проектирования ярмарки?
Мне очень нравится придумывать концепции – это то, почему я пришла в выставочную архитектуру. Ко мне часто обращаются именно за креативом. Концепция – это стержень, смысл, на котором всё держится, и на что потом насаживается всё остальное. Это огромное удовольствие – видеть, как твоя концепция разрастается, как ее подхватывает команда и строители.
Cosmoscow 2020
Вместе с вашей командой в студии NZ-group вы разрабатываете тему поведенческой архитектуры. Расскажите подробнее об этом подходе. Как вы реализуете проекты с учетом этой идеи?
Эта история появилась, когда мы делали образовательное пространство в рамках национальной технологической инициативы. У нас в команде был онтолог, и совместно с ним мы разработали сценарий поведения человека, который может формироваться под влиянием архитектуры и пространства.
Например, наш недавний проект – Магистратура Энерджинет в Севастопольском университете. Раньше в нее вообще не было желающих поступать, а сейчас там конкурс несколько человек на место, и она стала самым модным местом в вузе. Мы постарались с помощью дизайна и архитектуры создать атмосферу, которая бы полностью погружала студентов и преподавателей в образовательный процесс. В частности, мы внедрили в пространство запахи и звуки. Например, вместо обычного звонка для энергетиков звучит гудок, по утрам пахнет кофе, а во время воркшопов – машинным маслом. Такие детали помогают повысить эффективность учебы, снизить стресс и лучше осваивать сложные компетенции. Это мы называем поведенческой архитектурой – концепция на стыке с социологией, психологий и онтологией.
А это было желание заказчика – использовать такой подход?
На удивление, это шло с двух сторон. Мы предложили, а заказчик с удовольствием принял эту идею. Всё получилось успешно, и сейчас магистратура стала масштабироваться, строиться в других городах.
Cosmoscow 2020
То есть концепция поведенческой архитектуры может применяться и при проектировании выставок и ярмарок, а не только образовательных пространств?
Да, конечно. Мне кажется, эта концепция нужна везде. Она и раньше использовалась, но сейчас начала заново активно внедряться в проектирование пространств. На Cosmoscow у нас тоже были эксперименты – осевая композиция, разные положения входа и променадов. Из-за пандемии пришлось разделять потоки людей – эта история тоже о поведенческой архитектуре.
Где вы черпаете вдохновение для своих проектов?
Меня вдохновляют путешествия и поездки на разные выставки в Европу и по миру. Сейчас, конечно, без них очень грустно – надеюсь, что скоро это понемногу восстановится.
Фото на обложке: Елена Круглякова.