Ориентир на человека: Юлия Жаркова об острых вопросах и бережном подходе в работе со светом
«Умный город — это не только про энергосбережение, а, скорее, про человекоориентированное освещение», — считает инженер-светотехник по образованию и основатель бюро светового дизайна «Культура Света» Юлия Жаркова. В этом году Юлия будет оценивать проекты конкурсантов Евразийской премии «Золотой фотон», а Design Mate она рассказала, какие актуальные вопросы стоят перед отраслью светодизайна сегодня.
В последнее время выражения «умный дом» и «умный город» перестали быть образными — управление домашним хозяйством, как и городской средой, действительно стало максимально технологичным. Какие еще изменения вы наблюдаете в сфере светодизайна в России и на глобальном уровне? Какие задачи стоят перед специалистами?
На мой взгляд, для российского светового дизайна по-прежнему остро звучит вопрос создания проектов освещения, в которых свет проектируется осмысленно, привносит в городскую архитектуру или в пространство какой-то новый посыл, либо раскрывает уже заложенные в них смыслы.
Пока же большинство проектов, называемых светодизайном, представляют собой обычные картинки, не подтвержденные проработанной и аргументированной концепцией, либо формальные расчеты в Диалюксе (DIALux — программа для планирования и дизайна освещения – прим. ред). Все потому, что нередко за проектирование света берутся производители светильников, коммерческие цели которых далеки от осмысления роли освещения в архитектуре и городском пространстве. Вот почему актуальными для нас, участников отрасли, остаются задачи по созданию профессионального сообщества, определению критериев и требований к специалисту-светодизайнеру, а также воспитанию культуры проектирования, в рамках которой профессионал несет ответственность за свою работу.
Проект по освещению Кремлевской набережной в Туле. Фото: бюро «Культура Света»
Если говорить про культуру в светодизайне, то кто задает тенденции? Какие мировые тренды сегодня можно выделить в контексте умного города, на ваш взгляд?
При обращении к мировому опыту для меня очевидно, что тренды задают англичане — такие крупные и известные бюро, как Speirs Major и LIGHT BURO. Кроме того, среди победителей отраслевых международных конкурсов всегда есть команды из Скандинавии, Италии, Франции, Греции, а также Китая и Сингапура.
Встречаются в финалах и российские проекты, в том числе работы нашего бюро «Культура Света», созданные в сотрудничестве с архитекторами. Такие, например, как ландшафтное освещение сквера в Огородной слободе в Москве — совместный проект с архитектурным бюро UTRO. Освещение Лесной улицы и прилегающего квартала с пешеходной зоной — тоже московский проект, выполненный в рамках программы «Моя Улица» вместе с архитекторами Wowhaus, и с ними же реализованный проект по освещению Кремлевской набережной в Туле.
Словом, российский светодизайн тоже задает тренды.
Проект освещения сквера в Огородной слободе в Москве. Фото: бюро «Культура Света»
Самый главный тренд в проектировании освещения сейчас — это акцент на устойчивость и осознанность. Первое проявляется в том, что большое внимание в проектах уделяется энергоэффективным технологиям и борьбе со световым загрязнением. Такая работа строится на минимальных значениях освещенности, и световой дизайн заключается не только в работе со светом, но и с темнотой тоже.
На мой взгляд, осознанное проектирование — это естественное продолжение тренда осознанного потребления и устойчивого развития городов. И в этом смысле значимой частью становятся исследования объекта проектирования: изучение городского контекста и истории места, анализ природных и климатических особенностей региона, проведение опросов и социологических исследований.
В проектировании городской среды сейчас прослеживается важный тренд — это сведение городского масштаба от автомобилиста к пешеходу. Также заметна тенденция проектирования для жителей городов, а не для туристов.
Задумайтесь: свет, спроектированный для пешехода и для жителя города, отличается от света, который ориентирован на автомобилиста и туриста, правда?
Именно жители создают город, определяют тот самый «дух места», ради которого приезжают туристы. И именно потребности жителей важно учитывать при разработке проектов освещения.
Проект освещения Лесной улицы и прилегающего квартала с пешеходной зоной. Фото: бюро «Культура Света»
Пешеходный масштаб города определяется скоростью передвижения и открывающимися человеку ракурсами. Что можно разглядеть из окна автомобиля при движении со скоростью 60 км/ч? Ничего. А вот пешеход, который на скорости 5 км/ч полноценно коммуницирует с городом, может рассмотреть все детали и нюансы архитектурного освещения зданий вокруг, почувствовать настроение места. Как говорит знаменитый урбанист Ян Гейл, «Сначала мы формируем города, а потом они нас». И если мы будем проектировать городские общественные пространства для полноценного времяпрепровождения людей, мы получим тот самый устойчивый, живой, безопасный и комфортный для жизни город, который будет каждый день повышать качество нашей жизни в будущем.
Насколько важную роль светодизайн играет в развитии комфортной городской среды и почему?
Городское освещение уже перестало решать исключительно функциональные задачи. Сегодня мало только обеспечивать видимость объектов и безопасность, включая дорожную. Современному горожанину интересно прогуляться и приятно провести время в комфортном городском пространстве, будь то красивая набережная, парк или двор многоквартирного дома. И освещение тут играет важную роль — чем осмысленнее оно спроектировано, тем больше задач решает. В частности, зонирует пространство и создает атмосферу, помогая людям коммуницировать с городом, чувствовать его, гордиться им и своей принадлежностью к нему. В этом, по большому счету, кроются задачи светодизайна. И, как можно заметить, они гораздо объемнее, чем просто расстановка фонарей.
Свет становится эффективным инструментом для создания привлекательной, дружелюбной и комфортной городской среды.
Вы не первый год участвуете в Премии «Золотой Фотон» — по вашим оценкам, в прошлом сезоне были представлены именно такие осмысленные проекты?
Да, и мне запомнился один — это архитектурно-художественное освещения ансамбля Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге, выполненное специалистами компании «Кандела». Снимаю шляпу перед коллегами, поскольку они сделали очень хороший проект архитектурного освещения. Считаю его примером осмысленного и грамотного светового дизайна.
Ансамбль Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге. Фото предоставлены исполнителем проекта, номинантом в категории «Проект года 2021» премии «Золотой Фотон» — компанией ООО «Кандела»
А из мирового опыта какой пример вы привели бы как выдающийся в контексте современного светодизайна?
Сложный вопрос, потому что их немало. Например, мне очень нравится новое освещение Акрополя в Афинах, победившее во многих международных конкурсах, мечтаю увидеть его своими глазами. А на острове Лидо в Италии, что напротив Венеции, есть церковь, над куполом которой подсвечена статуя Святой Марии — все остальное в темноте. Подсвеченная фигура становится своеобразным маяком в ночи, когда подплываешь к острову на пароходе. Считаю это настоящим шедевром светового дизайна.
Новое освещение Акрополя по проекту Eleftheria Deko & Associates Lighting Design. Фото: Гавриил Пападиотис, предоставлено Onassis Foundation
Я выступаю за то, чтобы в России создавать свои примеры выдающегося светового дизайна — у нас для этого есть отличные специалисты и компании.
Москва, по-вашему, преуспевает в этом отношении?
Мне, как коренной москвичке, не хватает духа той Москвы, в которой я выросла. Еще недавно большинство московских проектов было направлено не на жителей, а на туристов, на быстрый и яркий «wow-эффект».
Но сейчас, наблюдая новые проекты освещения городских улиц и частично участвуя в них, в том числе благодаря премии «Золотой фотон», я вижу, что ситуация меняется к лучшему. Ведь, как я уже говорила, «умный город» — это не только про энергосбережение, управление освещением, а, скорее, про освещение для людей, когда продуманный свет интегрирован в городской контекст и создает у людей позитивное восприятие города и архитектуры в нем.
Прием заявок на пятую Евразийскую премию «Золотой фотон» открыт до 31 июля, а церемония награждения победителей пройдет с 19 по 22 сентября в рамках выставки Interlight Russia / Intelligent building Russia 2022.