Элен Мирошкина: «Наша бескомпромиссность помогла не сойти с дороги»
Интерьеры студии Geometrix Design, которую основали Элен и Майкл Мирошкины, легко узнать из тысячи других за счет фирменного визуального языка. 18 лет назад дуэт четко определил свой стилистический вектор – монохромная черно-белая основа, параметризм и смелые геометрические формы – и благодаря этому занял собственную нишу в индустрии. Сегодня же пара выходит далеко за рамки интерьерного дизайна, развиваясь сразу в нескольких, не самых очевидных направлениях. Мы поговорили с Элен Мирошкиной о ее необычном пути в профессии, бескомпромиссном подходе и внутренних запросах, которые не дают останавливаться.
Элен, скоро в Екатеринбурге пройдет лекция, на которой вы расскажете о возможных векторах развития в профессии интерьерного дизайнера. А что насчет вашего собственного пути, каким получился он?
Так получилось, что я пошла необычным путем уже в начале карьеры, четко определив собственный стиль — не самый распространенный в то время. Нам с моим супругом Майклом нравилось создавать монохромные интерьеры с черно-белой базой, обилием геометрических арт-объектов, близких к деструктивизму, и сложных индивидуальных изделий. Понятно, что такие проекты было сложно вывести в какую-то массовую историю. Я всегда называла нашу студию крафтовой: мы никогда не искали заказчиков — они находили нас сами.Чуть позже к монохромной базе добавился параметризм. Этот момент стал ключевым в нашем профессиональном развитии — я всегда боюсь кого-то обидеть, но с уверенностью говорю, что мы первые «приземлили» принципы параметрического архитектурного проектирования на жилые интерьеры. Так у нас появился новый круг клиентов и сформировался ярко выраженный стиль, понятный и коллегам, и потенциальным заказчикам.
Проекты студии Geometrix Design
Крутой поворот произошел, когда у нас возник вопрос о самоопределении — кто мы, что и зачем мы делаем. Так мы взялись за проработку собственного позиционирования на рынке, параллельно разбираясь с глубинным внутренним запросом с помощью психологического приема — как раз о нем планирую в деталях рассказать на своей лекции.
К чему вы пришли в результате этих поисков?
Мы поняли, что хотим делать проекты для себя, а не ограничиваться потребностями и желаниями заказчика. Да, когда-то нам это было интересно.
Это был долгий путь, в котором мы преуспели, но пришло время двигаться дальше.
АрхиЛофт
А дальше все закрутилось само собой: мы искали новый офис и наткнулись на заколоченное здание бывшей энергостанции. Так случился наш первый опыт реконструкции и первый проект, реализованный полностью для себя. Сейчас АрхиЛофт — это не только пространство студии, но и многофункциональная ивент-площадка.В интерьерных проектах мы всегда стремились создать идеальную эстетическую картинку, но финальный результат портили инженерные элементы. Не найдя красивых вентиляционных решеток, мы решили разработать собственные. Какое-то время мы делали их исключительно для своих интерьеров, но спустя время это начинание выросло в отдельный проект INVISILINE, где мы четко поделили роли, что позволило расти и масштабироваться. Чуть позже запустилось собственное производство (опять в бывшем промышленном здании — в этот раз на территории исторической фабрики) с идеей приглашать туда архитекторов и дизайнеров.
Вентиляционные решетки INVISILINE
Нам было важно показать, что производство может быть стильным, красивым и технологичным. Что можно сохранить историческую основу старого здания, подарив ему вторую жизнь.
Тема реконструкции нас не отпускает: сейчас опять думаем взяться за восстановление нового, уже третьего сооружения. Безусловно, это сложный процесс, но удовлетворение от финального результата того стоит.
Вы сказали, что изначально ваш стиль оказался необычным для индустрии. Как аудитория восприняла такой смелый визуальный язык?
Уже в самых первых проектах мы просили заказчиков показывать нам примерные референсы — это было важно для понимания, сойдемся мы или нет. Мы бы, например, никогда не взялись за интерьер в классическом стиле: во-первых, нам это было неинтересно, а во-вторых, зачем бороться за то, что человеку не нравится? У нас на этот счет была принципиальная позиция — мы никогда не навязывали свое мнение. Думаю, нам очень повезло, потому что в рамках первых проектов для друзей мы смогли реализовать свое видение, продемонстрировать его аудитории. К тому же наше предложение вовремя попало на рынок: помню, тогда он пестрил (в буквальном смысле слова) яркими цветными интерьерами, мы же хотели привнести что-то принципиально новое.
Проект студии Geometrix Design
Как вам кажется, важно ли дизайнеру найти «свою нишу» и собственный узнаваемый стиль?
В нашем случае именно бескомпромиссность помогла нам не сойти с дороги. Мы не распылялись на огромное количество заказчиков — брали только тех, с кем у нас были схожие вкусы и кто позволял нам реализовывать задуманное, не противореча их желаниям и запросам. Поэтому, на мой взгляд, дизайнеру важно побороть страх и в самом начале выбрать собственный узнаваемый почерк. Так поступили многие мои друзья и коллеги, и сейчас их имена четко ассоциируются с определенным направлением, у них есть возможность выбирать клиента.Конечно, это только один вариант развития. Я знаю большое количество коммерческих студий, в которых архитекторы и дизайнеры выступают в роли руководителей. Они собрали классную команду и ловко жонглируют стилями и направлениями, но в этом случае творчество часто отходит на второй план.
Какие формы ваш узнаваемый стиль принимает в других направлениях практики?
Мне кажется, сейчас он наиболее ярко и точно воплощается в наших выставочных стендах. Для них мы делаем сложные параметрические инсталляции (часто процесс занимает до полугода), и это квинтэссенция свободы творчества.
Инсталляция Geometrix Design для выставки АРХ Москва
Еще у меня есть мечта: реализовать симбиоз прошлого и будущего не только внутри здания, как это было с нашим АрхиЛофтом и производством, но и снаружи. Хочется создать что-то наподобие проектов Даниэля Либескинда — например, внедрить футуристичные элементы из металла и стекла на фасад разрушенного здания и таким образом окружить историческую основу новыми, поддерживающими ее смыслами. Но и в интерьерном дизайне я для себя пока не ставлю точку. Эта история продолжается, просто в других масштабах и воплощениях.
Вы много говорите про симбиоз прошлого и будущего. В чем для вас кроется магия такого сочетания?
Хотя мы создаем очень много всего новаторского, прошлое — это неизменная основа. Хочется показать, что современный стиль может легко накладываться на эту основу; что можно не перечеркивать наше историческое наследие, а давать ему вторую жизнь, наделять его новыми смыслами. Я бы сказала, что наш основной тезис в таких проектах — это сохранить и приумножить.
Производство INVISILINE
С какими главными вызовами вы столкнулись на вашем профессиональном пути?
Работать в стиле, который понятен ограниченному количеству людей, — это уже большой вызов. С этим рука об руку идет страх того, что ты можешь оказаться не реализован, страх не найти своего клиента. Сейчас главный вызов для нас заключается в ведении всех бизнес-процессов. Сюда относится и набор команды, и разработка технологических схем, и маркетинг, и целый пласт других вопросов, с которыми нам, как творческим людям, сложно справляться. Одно дело, когда ты решаешь привычный для себя список задач и проходишь по похожему циклу – а в случае с интерьерными проектами это происходит именно так, – и другое — совсем новые проекты с неизвестным количеством этапов и возможных сложностей.
Что помогает вам не отступаться, несмотря на все трудности, и находить драйв продолжать?
Жажда нового. Мне кажется, это заложено в личность, когда тебе постоянно необходимо узнавать и делать что-то новое. Еще очень хочется приносить пользу другим: когда мы закрыли свою боль с конкретным продуктом, я поняла, насколько может быть приятно и радостно закрывать боль коллег. И, конечно, желание делать что-то значимое, что можно созерцать, пощупать, чем можно поделиться с большим количеством людей, с помощью чего можно рассказать историю не просто через проект в журнале, а более масштабно.
Регистрация на лекцию Элен Мирошкиной, которая пройдет 30 ноября в 18:30 в екатеринбургском ИЦ ARCHITECTOR, открыта на странице события. Там же можно поделиться своими идеями развития дизайнера в профессии. Самые смелые и интересные участники обсудят после лекции.