Как создать личный бренд: рассказывает дизайнер Надя Зотова
Дизайнерский «Олимп» сегодня выглядит довольно консервативно: медийных дизайнеров таскают из одной рекламной кампании в другую, и можно подумать, что дизайном интерьера в стране занимается всего 10 человек. Что нужно делать, чтобы стать популярным и разбавить золотую десятку? Дизайнер интерьера и основательница студии Enjoy Home Надя Зотова рассказала нам о становлении персонального бренда дизайнера: о том, что важно делать хорошие проекты и всегда работать на профессиональную репутацию, а вот уметь танцевать в тик-токе — вовсе не обязательно.
Чему стоит уделять наибольшее внимание в начале пути?
На первых порах стоит уделять внимание не личному бренду, а качеству своей работы и своему продукту. И тому, как вы вообще работаете над проектом, какая логистика происходит внутри. Также стоит уделять большое внимание формированию команды, которая будет работать, как часы. Выстраивать систему работы так, чтобы в первую очередь делать качественный продукт, детализированный и целостный. Потому что если вы занимаетесь выстраиванием личного бренда, но при этом не работаете по своей основной профессии идеально, в итоге вы не получите нужный результат. Сначала продукт, потом софиты.
Кому есть смысл создавать личный бренд, а кому — нет?
Создание личного бренда — это полноценная вторая работа. Работаете ли вы со своим личным портфелем или портфелем своей студии. Тем, кто понимает, что это не просто разовая акция, что нельзя просто нанять человека-маркетолога и ждать, что он всё сделает за вас. Если есть понимание, что на это у вас лично есть ресурс: как временной, так и финансовый, так и эмоциональный.
Первая работа: работа с клиентами, работа над проектом, а есть вторая работа — по выстраиванию личного бренда. И нормально, если не у всех есть силы и желание в это вкладываться. Не всем это нужно, не всем нужна публичность.
Наверное, это иллюзия современного мира, что каждому нужна публичность. Совершенно точно могу сказать, что это не так.
Есть люди, которым это не нужно, и это не находится в системе их ценностей. Личный бренд нужен лишь определенному типу людей. Нельзя сказать, что один подход лучше другого — каждый выбирает свое. Поэтому не стоит делать то, что модно, потому что в Инстаграме так сказали, или у подружки так получилось, или ещё что-то. В первую очередь надо ориентироваться на себя, на то, как вы видите свою работу и свою жизнь. Смотрите, как публичность влияет на вашу работу: отвлекает или вдохновляет? Смотрите, как успехи на публике влияют на выполняемые вами дизайн-проекты: они становятся более интересными, глубокими и яркими, или из-за публичности вы забываете о своей основной работе?
Кто-то вообще ни в каком виде не хочет пускать наблюдателей в свою жизнь. Работа с публикой, подписчиками — это ведь ещё и работа над собой, постоянный самоанализ. Потому что нужно учиться говорить, учиться выступать, определенным образом выглядеть, поддерживать свой образ. И это нормально, если человек этого не хочет. Или не хочет сейчас, но готов в будущем. Или вообще никогда не готов. Нужно развеять иллюзию, что личный бренд и яркая подача нужна всем.
Связи и знакомства: профессиональные коллаборации и важность поддержания отношений в создании личного бренда — что вы думаете по этому поводу?
Такой немножко абстрактный вопрос, потому что ответ на него: да, отношения выстраивать нужно. Иначе здесь не ответить, ведь все крутится вокруг нас, людей. Но только не надо выстраивать отношения так, что я буду дружить с Машей, потому что она редактор журнала, и она про меня расскажет. Я, скорее, говорю про отношения в принципе. Про составление круга людей вокруг тебя, которые думают так же как ты, имеют те же приоритеты.
Отношения с клиентами, отношения с подрядчиками, сотрудниками — это все важно. И для вас, и для них. Если вы видите человека, который хочет вместе с вами сделать работу качественно и имеет те же цели — держитесь за него. Потому что ты никогда не знаешь, откуда придет рекомендация или антирекомендация, и как про тебя будут говорить.
То есть, личный бренд — это не только то, что ты транслируешь в социальных сетях и на конференциях. Личный бренд — это то, что ты транслируешь всегда. То, как ты пришел в ресторан и общаешься с официантом (потому что за соседним столом может сидеть потенциальный клиент, увидеть это и оценить тебя), тоже важно. Как ты общаешься с сотрудниками и как ведешь себя, когда они увольняются, тоже важно. И то, как ты общаешься с подрядчиками и как решаешь конфликтные ситуации. Все это в итоге становится твоим личным брендом, твоей визитной карточкой. Нужно быть терпеливым, сдержанным, дальновидным, скромным и профессиональным.
При этом я никогда не буду приглашать кого-то на кофе, встречи с целью в дальнейшем использовать этого человека или получить у него проект или рекомендацию. Я за то, чтобы просто адекватно общаться всегда и со всеми и думать о своей репутации.
Какие каналы продвижения наиболее важны для потока клиентов, а какие — для поддержания статуса?
Ты никогда не знаешь, где тебя увидели и как к тебе пришли. У меня была история: я встречалась с потенциальным клиентом в ресторане, рассказывала ему, как мы работаем над проектом, а за соседним столиком сидел человек. Когда мы с клиентом закончили встречу, этот человек подошел ко мне и спросил: «Можно вашу визитку, я краем уха услышал, что вы дизайнер, и вы так всё рассказывали, что я решил, что хочу с вами поработать». Но, естественно, я не думаю, что мой основной канал продвижения — это рестораны и случайные встречи. Нужно просто хорошо делать свою работу, и люди придут.
Что вы сделали бы по-другому, если бы начинали все сначала?
Сложно оценивать, когда я что-то делала, я это делала, исходя из тех ресурсов и знаний, которые у меня были на тот момент. Если, например, 10 лет назад я знала, что существует livejournal, и там можно вести блог, то я так и делала. Потому что тогда это было актуально, тогда это было релевантно времени, и я знала, как это делать.
Я начинала 10 лет назад. У меня не было денег на рекламу, и я продвигалась бесплатными методами: создавала контент, бесконечно что-то писала, рассказывала и вела рубрики в журналах. А сейчас я действую по-другому, потому что у меня есть рекламный бюджет. И я буду использовать другие каналы, и у меня есть другой опыт, другие знания. Я бы ничего по-другому не сделала, все было правильно.
Окупаемость усилий? Что посоветуете дизайнерам в сфере планирования бюджета?
Надо считать, надо смотреть (если мы говорим о маркетинге), надо постоянно держать руку на пульсе. Есть что-то, что вы никогда не посчитаете. Например, публикации в печатных изданиях — ты никогда не поймешь, сколько они клиентов тебе принесли, потому что вряд ли кто-то из клиентов придет и скажет: «Знаете, я увидел в сентябрьском выпуске ваш проект и понял, что хочу работать теперь только с вами». Обычно это работает не так.
Потому что в современном мире очень много каналов коммуникаций: клиент может год читать тебя в Инстаграме, может быть другом кого-то, кому ты уже делал ремонт, а может увидеть публикацию в журнале, но зацепиться именно за твое портфолио на официальном сайте. И ты никогда не поймёшь, какой из каналов принёс тебе клиентов. С одной стороны, конечно, можно посчитать, но это применимо только к интернет-маркетингу: вы можете увидеть переходы на сайт или профиль с того или иного потока рекламы, но узнать, кто именно из этих людей в итоге позвонил, — невозможно.
А если выступаешь на мероприятиях, и у тебя пришло 200 человек, то не факт, что 20 станут твоими клиентами. Не факт, что хоть кто-то позвонит. Они могут увидеть тебя на мероприятии, подписаться на соцсети, потом увидеть ещё раз в журналах и спустя 5 лет принять решение к тебе прийти, когда купят новую квартиру. Тут вопрос не окупаемости усилий, а вопрос ресурсов. Сколько ты можешь вложить времени, денег и своего внимания в разные каналы.
Важно выстраивать систему и стратегию так, чтобы не было такого: везде кое-как, на минималках, везде по чуть-чуть, потому что сейчас модно.
И в тик-токе танцы танцевать, и в Инстаграме сторис сделать — может, клиентов найду. Первично нужен грамотный официальный сайт с качественным описанием портфолио. Затем аккаунт Инстаграм, где люди смогут узнать вас: вашу философию, ваши проекты в работе, почитать ваши мысли и понять, как вы думаете и работаете. Все остальное уже на ваше усмотрение.