Графический дизайнер Инес Кокс: «Мы все время сталкиваемся с фиксированными форматами»
Форматы приложений — не просто контейнеры визуального контента, но и его полноправные создатели. Ведь чтобы проект дизайнера смотрелся органично, его подгоняют под параметры сервиса. В течение двух лет графический дизайнер из Бельгии Инес Кокс документировала все этапы своей цифровой работы, чтобы понять, как особенности экранных интерфейсов влияют на ее дизайн. В июне Инес выступила с лекцией «Кнопки и иконки: отражение реального мира в интерфейсе» на «Стрелке», а мы публикуем интервью с дизайнером.
Можете припомнить, когда в последний раз рисовали проект или делали набросок от руки? Что это было?
Я делаю скетчи от руки для каждого своего проекта. Маленький скретчбук всегда при мне — это для меня очень важно. Я думаю, это необходимо — сразу же выдать парочку идей в виде наброска, короткого описания или небольшой визуализации. Тот факт, что идея была написана или нарисована от руки, делает набросок хорошим физическим выражением того, как устроены некоторые мыслительные процессы.
Вы преподаете типографику в Королевской академии в Антверпене. По вашему мнению, как типографика и верстка меняются сейчас, когда печатные медиа уступают диджитал-форматам?
Типографика — это наш способ взаимодействовать с языком. И сам язык не изменился. Технологии всегда будут эволюционировать и непосредственно влиять на то, какие медиа мы будем использовать, чтобы выстроить коммуникацию с помощью типографики. Так что основная идея типографики не обязательно должна меняться, меняется только способ трансляции, медиум.
«Когда FAT Magazine попросил меня сделать визуальное оформление для их редакторской колонки, они сказали: «Можешь делать все, что хочешь». Это самое сложное техзадание, потому что можно все. В итоге я решила представить этот материал, как ленту в Instagram со своими дизайнерскими зарисовками. Я называю их Darlings – дорогие моему сердцу».
Вы документируете свою работу с помощью скриншотов. Сколько всего скриншотов вы делаете? Есть ли среди них особенно любимые или необычные?
Я делаю где-то 400 скриншотов в год (в течение последних трех лет), но среди них нет любимых.
В нескольких словах: как восприятие визуального онлайн-контента отличается от восприятия произведений искусства в оффлайне?
Действительно, различия есть. Онлайн-изображения оторваны от контекста (особенно, когда мы начинаем ими делиться), они не дают ощущение масштаба и материальности. А все эти аспекты — по-моему, важная часть нашего опыта восприятия искусства. С другой стороны, онлайн-среда предлагает свои преимущества, в их числе, например, доступность.
«Есть вещь, которая пришла к нам вместе со Stories в Instagram и совершенно очаровала меня — это новый способ нумерации страниц. Сейчас это уже не цифры, а такие полоски вверху экрана. Для журнала Collateral я делала фото-эссе c модной неделе весна-лето 2019 года и представила все так, будто соединение с интернетом очень медленное, поэтому само изображение расплывчато».
Вы в течение двух лет изучали социальные сети. Что вас больше всего раздражало в Facebook и Instagram (не обязательно с точки зрения дизайна)?
Мое исследование не было направлено на изучение исключительно негативных аспектов этого онлайн-инструментария. Я скорее искала то прекрасное, что в нем есть. Я концентрировалась на тех элементах, которые могла бы позаимствовать, чтобы потом использовать в своей работе.
Вы сказали, что социальные сети в определенном смысле превратились в самих дизайнеров: так, Instagram диктует нам, какой формы и размера должны быть изображения и какой продолжительности — видео. Разве это не обесценивает вашу работу, как дизайнера? Должны ли дизайнеры принять правила Instagram или противостоять им?
От процесса создания до презентации готового продукта — мы все время сталкиваемся с фиксированными форматами. Но эти форматы — это не столько рамки и ограничения, сколько непосредственные участники творческого процесса, в конечном счете. Я не хочу разрушать их, я хочу изучать их, использовать, анализировать, раскрывать их природу. Когда сталкиваешься с новой культурой, чем-то для тебя странным, важно оставаться открытым. Мы не в силах изменить эту систему, поэтому, я думаю, лучше всего изучить такие вещи поподробнее, хорошенько узнать, как они устроены, а затем — использовать их.
«Каждый раз, когда вы открываете новое окно – одно, второе, третье, — у себя на телефоне, например, в Safari, вы видите их как бы в перспективе. Я сымитировала этот эффект, когда получила заказ на создание айдентики для Дня открытых дверей в Академии изящных искусств в Антверпене».
Как дизайнерам бороться за внимание пользователей и как удержать его? У вас есть какие-нибудь правила или хитрости, которые помогают в борьбе за внимание?
Разве что постараться сделать хорошую и интересную работу. Верю, что этого достаточно.
Как вы относитесь к тому, что в последнее время графический дизайн становится все больше похожим на изобразительное искусство? Визуальная красота как будто бы ставится превыше функции?
Думаю, это очень сложный вопрос. Чтобы разобраться в нем, мы должны спросить себя: в чем функция дизайна? Всегда ли он должен быть визуальным воплощением какой-то информации? Например, вы видите обложку книги. Должны ли вы сразу понять, о чем эта книга? У меня нет ответа на этот вопрос. Среди моих заказчиков немало людей, которые убеждены, что логотип, айдентика или обложка должны говорить сами за себя, иллюстрировать контент. Но я не уверена, что это единственное верное решение. Мне кажется, дизайн, в первую очередь, должен привлекать внимание, заставлять задуматься и не обязательно давать ответы на все вопросы.
Что касается, обложек, я соглашусь. Но как насчет календарей, приглашений и прочей полиграфии такого рода?
Конечно, совсем другое дело, когда дизайн выступает инструментом, например, в случае с навигацией. Тогда, конечно, он должен быть простым и понятным.
Благодарим за помощь в подготовке материала Институт «Стрелка»