Фабрис Беррюкс и Екатерина Елизарова об универсальном языке дизайна
Фабрис Беррюкс – один из самых востребованных французских предметных дизайнеров, креативный директор фабрики Atelier Sedap, основатель собственного дизайн-бюро Dix Heures Dix, он работает над коллекциями для таких брендов, как Périgot, d’Argentat, la Monnaie de Paris, Roche Bobois, Lexon, Taittinger. Его дизайнерские творения входят в коллекцию Музея декоративного искусства в Париже, а также продаются в бутиках Музеев современного искусства в Роттердаме, Далласе, Лос-Анджелесе, Чикаго, в центре Жоржа Помпиду в Париже. Известный российский дизайнер Екатерина Елизарова поговорила с Беррюксом о творческом методе и универсальном языке дизайна.
Вы – дизайнер, чьему вкусу доверяют мировые бренды, такие как Roche Bobois, Bonaldo, Lexon. Что для вас важнее всего в работе для разных компаний?
У меня не так много клиентов, но что для меня действительно важно, так это то, что мы сотрудничаем на протяжении долгих лет. И мы как будто становимся частью одной семьи, и простое общение за обсуждением проектов приносит большое удовольствие. Я создаю разный дизайн. И когда он получается по-настоящему хорошим, я узнаю это по улыбке моих клиентов, например месье Николая Роша (Roche Bobois).
Я не могу быть наемным дизайнером. Это для меня быть словно в клетке.
Для всех компаний, с которыми я сотрудничаю, я как «свободный электрон». Каждая моя новая работа для них – открытие. Мне невозможно диктовать, что создавать, я сам рисую множество эскизов и потом обсуждаю их с руководством фабрики. Это мой способ удивлять и самому вдохновляться проектами.
Некоторые проекты Фабриса Беррюкса
Фабрис, известны ли вам российские дизайнеры? Что бы вы могли сказать о российском дизайне в целом?
Пока я знаю только одного предметного дизайнера из России, и это вы, Екатерина. А вообще, для меня это всегда провокационный вопрос. Подобный мне задают в разных странах, но для меня, наверное, не существует четких границ и национальности у дизайна. Когда дизайнер из Франции создает что-то для итальянской фабрики, он немножко итальянский дизайнер, когда дизайнер из России работает для французской фабрики, он немного француз. Это универсальный язык, и амбиции любого дизайнера – создавать предметы актуальные в любой точке мира, которые будут понятны всем культурам. Если, к примеру, я поработаю с российской фабрикой, я стану немножко российским дизайнером (смеется).
С чего начинается ваша работа над новым проектом?
Я интересуюсь абсолютно всем и скупаю все журналы о моде, архитектуре, декоре, автомобилях, технике… Иногда мне кажется, что у меня из головы торчат антенны (смеется). Благодаря им, я собираю разную информацию воедино и мысленно раскладываю ее по полочкам. На них хранятся разные папки с проектами, которые остаются открытыми. Каждую я наполняю образами, деталями, конструктивными элементами, материалами. Еще это похоже на плодовое дерево, когда проект созрел, он просто падает мне в руки.
Что делает ваш дизайн особенным?
Наверное, дело даже не в самом дизайне, а в моем подходе к нему. Мне необходимо сохранять свою свободу, поддерживать творческий настрой и найти полное взаимопонимание с клиентами. Иначе что-то может пойти не так, и мой энтузиазм угаснет, так и не дойдя до финального результата.
Мне важно помнить, кто я и не утратить индивидуальность.
Ваши работы представлены в галереях. Существуют ли для вас отличия в проектировании коллекционного дизайна и дизайна, предназначенного для массового производства?
Для меня, создание новых предметов – это всегда диалог. Между мной и фабрикой или между мной и галеристом. Именно из этого рождается новая концепция. И мне все равно каким тиражом будет выпущен мой продукт, будет ли это 1000 экземпляров или всего один.
Как вы открыли в себе дизайнера?
Пару лет назад я был приглашен в Рим на виллу Медичи, провести конференцию, посвященную дизайну. Для темы своей лекции я взял известное высказывание Симоны де Бовуар «Женщиной не рождаются, ею становятся» и перефразировал его. И действительно, мы не рождаемся дизайнерами, мы ими становимся. В моей жизни было много счастливых случаев, которые привели меня в профессию. Наверное, благодаря моей семье, я в первую очередь стал тем, кто я есть. Мой отец – финансист, но при этом он – неисправимый романтик. А мама, наоборот, белокурая обаятельная женщина, которая должна была бы обладать легким характером, но на самом деле очень серьезная и основательная. Эта многогранность и двойственность передалась и мне. Для меня дизайн также находится где-то на стыке искусства и индустрии. Множество факторов влияет на наше определение себя, становление в профессии и дальнейшее развитие. Это постоянный непрерывный процесс, который к тому же приносит большое удовольствие, особенно, когда ты видишь результат своей работы.