Елена Посохова: «Я хотела бы, чтобы современное искусство мог себе позволить каждый»
Крупнейший музей Нидерландов Рейксмюсеум (Rijksmuseum) объявил конкурс на создание лучшего объекта дизайна, созданного на основе любого предмета из музейной коллекции. Дизайнеры интерпретировали работы старых мастеров в форме посуды, масок для сна, юбок, раскладных книжек и даже линз для глаз. Елена Посохова придумала схожий проект, Art Made, чуть раньше: предметы дизайна она разрабатывает в сотрудничестве с современными художниками. Мы расспросили Елену о том, как с помощью подушки с принтом можно преобразить интерьер и какую роль в этом всем играют российские и европейские ремесленнические мастерские.
Елена, расскажите, как от организации резиденций для художников вы перешли к созданию Art Made.
Моя первая коллаборация – серия футболок с рисунками современных художников. Тогда я жила в Валенсии, изучала этот регион и очень хотела сделать там резиденцию для художников. Начала изучать вопрос и поняла, что этот город, несмотря на его прекрасную атмосферу, далеко не центр искусств – художнику в нем будет неинтересно. С другой стороны, Валенсия на протяжении многих лет является регионом ремесленничества, там очень много мастерских, которые работают с керамикой, деревом, стеклом и текстилем.
Так, я организовала резиденцию на базе местной керамической мастерской – La Ceramica Valenciana de Jose Gimeno. Это очень знаковое место с богатой историей. Мы пригласили туда как начинающих керамистов, которым было бы интересно получить опыт в другой стране, так и уже признанных художников, которые могли бы реализовать на базе мастерской свои проекты. Идея создать Art Made появилась как раз тогда.
В Европе или России делают что-то похожее?
Когда, весной прошлого года, мне пришла в голову эта идея, я, конечно, стала искать аналоги. Оказалось, действительно похожие проекты есть, и они пользуются спросом. Например, в Париже есть галерея, которая существует с 2002 года. Их деятельность полностью посвящена коллаборациям с художниками, а последний проект был реализован совместно со старинным заводом витражей. Художники вместе с опытными мастерами разработали коллекцию витражных светильников – получился очень простой, красивый и относительно недорогой продукт.
Работа над гобеленом для коллекции Fashion for birds Ксении Сорокиной
В чем смысл вашего проекта?
У него три составляющие. Во-первых, это наш способ поддержать молодых современных художников, помочь им выстроить коммуникацию с аудиторией. Далеко не все люди проводят каждые выходные в музее, и далеко не каждый, даже талантливый художник, сегодня выставляется в галерее. Для молодого артиста это очень непростой путь, и небольшие дизайнерские вещи, выпущенные по мотивам его произведений, это, конечно, хороший способ заявить о себе. Во-вторых, мы хотим поддерживать небольшие локальные мастерские, которые сегодня либо остаются без заказов, либо вынуждены работать над неинтересными скучными проектами. Я много путешествовала по Европе, видела, как непросто приходится историческим ремесленным мастерским в Испании, не говоря уже про Россию. К сожалению, большинство дизайнеров предпочитают сейчас производить свои продукты в Китае – там дешевле. Для меня же куда важнее внести свой, пусть и небольшой, вклад в развитие локального производства. И, наконец, третье это наше желание познакомить потребителя с актуальным искусством. Безусловно, это такая несколько упрощенная подача, но, кто знает, может быть, сначала человек купит коллекцию фарфора с рисунком художника, а потом перейдет к покупке собственно произведения искусства. Так, мы можем охватить и ту аудиторию, которая не очень понимает современное искусство, и ту, которая не может себе позволить покупать работы молодых, но уже заявивших о себе артистов, но вполне может купить сервиз или текстиль с их работами.
Начинающий художник может прийти к вам со своим проектом?
Конечно, мне хотелось бы, чтобы художник уже был включен в арт-процесс, в эту среду. Может, у него и не было персональной выставки в галерее, но, возможно, он выставлялся на какой-то своей площадке – сейчас много проектов, заточенных под это. Кроме того, его творчество должно нравится лично мне, а сам художник должен быть интересен как личность. Но это все же второе. Первое: у него должен быть реализованный проект или серия работ, объединенных общей темой. Потому что идея Art Made в общем-то не в том, чтобы рассказать о человеке-авторе, а в том, чтобы донести до зрителя его концепцию, его взгляд, воплощенный в конкретном актуальном проекте. Ну и безусловно, это должен быть такой проект, который можно воплотить в декоративном предмете, а это получается не всегда.
Что получается в итоге: предмет дизайна или предмет искусства?
Это называется «артист’с мультипль» – предмет, который отражает эстетику художника, его видение мира, через какие-то тиражные вещи. Это может быть принт, может быть кружка или скатерть – не сувенирная продукция из музейного магазина, а такая вещь, которая разработана и создана более основательно . Иными словами, если мы делаем коллекцию фарфора (мы начали с этого, потому что в плане реализации это проще всего), то мы будем наносить рисунок на посуду не методом сублимации, как делают на сувенирной продукции, а по фабричным технологиям. Кроме того, мы не просто нанесем картинку на кружку, а разработаем форму этой кружки, сделаем предмет, который будет воплощать собой творческий замысел художника. Конечно, такая задача требует постоянного контакта с художником. Сейчас, например, мы обсуждаем совместный проект с французским автором. Она сама пришла к нам и сразу заявила, что хотела бы сделать тарелки. Ее идея – в создании столового сервиза, на каждом предмете которого будет свое изображение, но собранные вместе, они будут говорить на определенную тему. Это такой способ завязать разговор между незнакомыми людьми, которые оказались вместе на ужине: когда они окажутся перед этим сервизом, разговор завяжется сам собой. У нее была похожая инсталляция в одной из галерей, а теперь она решила сделать тиражный продукт.
То есть в разработке дизайнерского продукта вы отталкиваетесь от творчества художника?
Конечно. Вот, например, французский художник Роба Лопвет. Он работает с разбитыми фотографиями, то есть буквально берет снимок, обрабатывает его, потом рвет и склеивает с кусками разбитого стекла. Получается разбитая фотография – выглядит очень свежо и интересно. Понятно, что, если мы хотим отразить его концепцию в дизайнерском продукте, нам нужна стеклянная поверхность, и мы решили сделать стеклянный столик, в столешницу которого будет вставлена работа художника. В поисках идеальной формы такого столика я наткнулась на красивый винтажный стол Вилли Резо. Мы взяли его за основу, но хотим сделать свой вариант разборным, легким и доступным, чтобы его мог позволить себе любой студент.
Проект Кирилла Басалаева для Art Made
Творчество художника, на самом деле, – хороший подсказчик. Еще один пример: художник Кирилл Басалаев работает с бетоном, и когда мы стали думать на коллаборацией, мы, конечно, не могли обойти этот материал стороной. В итоге сделали дизайнерские плитки, которые можно собирать в настенное панно. Получилось очень неплохо.
К созданию предметов вы привлекаете дизайнеров?
Да, сейчас у нас в штате трудятся два продуктовых дизайнера. Дальше мы планируем привлекать к работе над разработкой предмета звезд дизайна, уже добившихся известности профессионалов в России и мире.
Как вы считаете, дизайнеры интерьеров станут использовать такие работы в своих проектах?
Уверена, что да. Ведь мы создаем предметы, выпущенные очень маленьким тиражом. Это уникальные вещи, которые, учитывая всемирный тренд на персонализацию, просто не могут остаться без внимания. Кроме того, это все-таки искусство. Мне кажется, дизайнеры, как и их клиенты, в России только начинают внедрять его в свое жилое пространство, и мы хотим упростить им задачу. Если человек не решается пока потратить деньги на произведение искусства в виде картины на стену, дизайнер может предложить ему упрощенный вариант: ввести искусство через прикладную вещь, например, подушку с принтом по мотивам работы художника.
Я знаю, что вы делали коллекцию фарфора для отеля…
Да, мы работали с арт-отелем Silken Puerta America в Мадриде. Он оформлен в авангардном стиле известными архитекторами Норманом Фостером, Жаном Нувелем, Захой Хадид – все этажи проектировали разные архитекторы. Вместе со стрит-артистом Андреем Бергером мы разработали коллекцию фарфоровых тарелок для этажа Захи Хадид. Андрею очень нравится Хадид, и он часто ищет вдохновение в ее творчестве, поэтому получилось очень хорошо. Сейчас такую тарелку может купить любой постоялец отеля.
Проект Андрея Бергера для Art Made
С какими мастерскими вы работаете? Как устроен процесс реализации проекта от идеи до готового прототипа?
Большую часть времени я живу в Европе, поэтому мне особенно интересны европейские мастерские. Вместе с тем, за те два месяца, что я нахожусь сейчас в России, я и здесь нашла много интересных студий, особенно по работе с деревом и металлом. По правде сказать, и тем, и другим сейчас приходится нелегко, многие сидят без работы. Пока мы находимся в постоянном поиске: например, коллекцию фарфора с Ксенией Сорокиной делали на знаменитом Лиможском фарфоровом заводе во Франции, потому что то, как сделали в России, мне не понравилось. С другой стороны, в эту же коллекцию – с акварельными птичками в ярких шубках – входит гобелен. Его мы ткали в мастерской на Урале. они сами делают нити, окрашивают их натуральными пигментами – это очень долгий и трудоемкий процесс, но вещь в итоге получается уникальной. Наверное, такой способ работы для нас сейчас самый предпочтительный. Я не вижу смысла открывать свое производство, хочу помогать тем, что уже есть.
Проект с Ксенией Сорокиной был для вас одним из первых?
Да, я сама нашла Ксению – уж очень мне понравились ее работы: яркие, полноцветные, живые. Я предложила ей разработать еще несколько эскизов, и мы решили сделать сервиз с изображениями этих птиц. Начать решили именно с фарфора, потому что, с одной стороны, это проще, чем разрабатывать какой-нибудь комод, например, а с другой, так исторически сложилось, что на фарфоре изображали птиц. Мне кажется, у каждого фарфорового завода есть серия посуды с птицами. И, выходит, мы и следовали традиции, и делали что-то современное. После того, как идея сформировалась, а эскизы были готовы, мы приступили к долгому процессу перевода их на фарфор. Нужно было не только продумать композицию, форму тарелки, но и добиться нужного цвета на фарфоре – при обжиге краски часто меняют свой цвет. В общей сложности, мы сделали шесть прототипов – работали постоянно в контакте с художницей. Лимож воплотил задумку идеально: посуда получилась внешне очень традиционной, но по сути современной.
Коллаборация Ксении Сорокиной с Art Made
Для нас очень важно, чтобы каждый предмет можно было использовать в быту. Поэтому за созданием прототипа всегда следует его тестирование: мы буквально сами едим из этих тарелок, чтобы понять, насколько они долговечны. Со временем, понятное дело, процесс пойдет быстрее, но пока мы присматривается к фабрикам и отрабатываем технологии. По плану – сделать большую выставку-презентацию в январе в Париже, так что время пока есть.