Дмитрий Самыгин: «Я за простой и человечный дизайн»
Дмитрий Самыгин – потомственный мебельщик с хорошим вкусом, специализируется на стилевом проектировании. Он добился ощутимых результатов в коллекционном дизайне и успешно сотрудничает с галереей Meet My Project. Кроме того, в 2017 году он заключил контракт с известной французской мебельной компанией Roche Bobois. Дмитрий пять с половиной лет учился на кафедре «Дизайн мебели» МГХПА им. Строганова, но, не найдя у преподавателей понимания, добровольно отчислился с дипломного курса. Спустя 10 лет после этого приглашенные редакторы Design Mate в январе, руководители той самой кафедры Кирилл и Елена Чебурашкины, поговорили с Дмитрием о перспективах отечественного дизайна и о его отношении к дизайн-образованию в России.
Как и почему вы стали дизайнером мебели?
Когда я учился в школе, я хотел стать ученым. Меня очень увлекала физика. Но после года учебы в Бауманке я понял, что хочу заниматься искусством и дизайном. Мне был не безразличен предметный мир, я обращал на вещи вокруг себя, на формы и материалы.
Кто оказал на вас самое сильное влияние в период творческого становления?
Я не думаю, что этот процесс завершен: на меня по-прежнему многое влияет. Если говорить о самом сильном влиянии, то это модернисты и школа Баухаус. Они сформировали основные принципы и подход к дизайну на весь XX век. Если говорить о конкретных персоналиях, то это Алвар Аалто, Алваро Сиза Виэйра, Джаспер Моррисон, братья Буруллек – каждый по-своему. А еще, конечно, моя жена: всегда нужен взгляд со стороны и авторитетное мнение.
Croquet Tables / Roche Bobois Collection, 2018
Какую роль в выборе профессии сыграло то, чем занимались ваши родные и близкие?
Я думаю, мой отец сыграл главную роль. Он очень хотел, чтобы я тоже занимался мебелью (отец Дмитрия, Алексей Самыгин – основатель компании «Самыгин и Самыгин» – примеч. ред.), и, когда я ушел из Бауманки, я думаю, он был рад. У меня перед глазами всегда был живой пример настоящего профессионала. Сам он начинал свою карьеру, как столяр-краснодеревщик и резчик, и многому меня научил в этой области. У меня был очень ценный опыт – узнать профессию изнутри, работая на мебельном производстве.
Я начинал с грузчика досок, потом работал маляром, столяром, чертежником.
Затем постепенно начал подключаться к проектной работе и придумывать свои вещи.
Как отсутствие диплома сказалось на вашей творческой биографии?
Я ушел из института с 6-ого курса, потому что мой дипломный проект не был одобрен кафедрой. Взаимопонимания с преподавателями тоже не было. За годы учебы в Строгановке дисциплина «Проект» стала для меня самой нелюбимой. Я просто хотел делать то, что люблю (тогда у меня был период увлечения ар-деко), а это не одобряли. Довольно нервное было время. У меня было два варианта: либо пойти против себя и делать, что говорят, либо уйти. Я выбрал второе. Отсутствие диплома абсолютно ни на что не повлияло: никто не спрашивал у меня про диплом, только иногда интересовались, где учился. Возможно, некоторые работодатели интересуются дипломом, хотя куда важнее полученные знания и опыт.
Blue Disk, 2018
Чему и как, с вашей точки зрения, нужно учить современных студентов, а чему не стоит?
Я считаю, что сама система преподавания в творческих ВУЗах устарела (я уж не говорю о таких атавизмах, как ректорский просмотр, который был в Строгановке, когда я учился). Во-первых, только практикующий профессионал может чему-то научить. Во-вторых, очень важным для дизайнера является знание технической стороны своей специальности: технологий и процессов изготовления. Мне кажется, именно этому надо уделять больше внимание. Кроме того, помимо истории дизайна и искусств молодому дизайнеру важно быть в теме того, что происходит в международном дизайне сегодня. К счастью, для студентов это не проблема, потому что есть интернет. Что касается системы образования, я думаю, можно обратиться к опыту ведущих дизайн-школ (например, Politecnico di Milano), посмотреть, как у них устроен процесс обучения. Если говорить о Строгановке, я вижу сейчас, что за последние 10 лет кафедра реально ожила и преобразилась.
Каких принципов вы придерживаетесь в дизайне?
Я за простой и человечный дизайн.
Вещи должны быть приятны и удобны в пользовании, естественны и самодостаточны, рациональны, выразительны и красивы.
Простой венский стул, табурет Алвара Аалто и кофеварка Bialetti – хорошие примеры. Джаспер Моррисон изобрел такое понятие, как «Super Normal», и этот подход мне очень близок. Есть еще другой дизайн – дизайн как арт, коллекционный дизайн, но в этой игре действуют другие правила. Иногда я делаю проекты, которые скорее можно отнести ко второму направлению.
Stella Chair / Milan Design Week, 2018
Какие этапы своего творчества вы считаете наиболее значимыми?
Прочитав этот вопрос, я почувствовал себя Оскаром Нимейером на склоне лет. Прошло не так много лет с тех пор, когда я понял, что мне ближе, и стали формироваться мои принципы в дизайне. Сейчас я делаю очень разнообразные проекты. Часто ко мне обращаются мои старые заказчики просят спроектировать что-то традиционное и, как говорят, люксовое. Если говорить о наиболее значимых этапах развития, то это, пожалуй, интерес иностранных галерей к моему творчеству, международные дизайнерские и художественные выставки и контракт с Roche Bobois, который бы не состоялся, если бы галерея Meet My Project не предложила мне выставиться на неделе дизайна в их пространстве в 2017 в Париже.
Как вы оцениваете состояние и перспективы отечественного предметного дизайна?
Предметный дизайн неразрывно связан с производством и технологиями, поэтому в России он развит довольно плохо. У нас почти нет фабрик с собственным лицом, которые бы приглашали к сотрудничеству промышленных дизайнеров, соблюдали бы авторские права и платили роялти. В России значительную часть рынка составляют компании, которые производят мебель «по образу и подобию» – все благодаря Pinterest. У нас все еще мало дизайнеров, которые делают реально интересные независимые разработки. Зачастую это упирается в деньги: производство мебели, особенно штучных предметов, довольно затратно. Классно, что несмотря на трудности, у нас все же есть очень талантливые дизайнеры, которые делают классные вещи.
Chair Simple, 2018
Участие в конкурсах, выставках, активное «присутствие» в социальных сетях – для вас как дизайнера, это важно?
Участие в международных конкурсах и выставках – это очень важно для дизайнера. Это один из немногих способов заявить о себе миру и то, во что стоит вкладываться. Разумеется, шансов будет больше, если у вас есть готовый предмет и вы представляете его, а не отправляете на конкурс 3D. Присутствие в социальных сетях уже давно стало нормой – мы все-таки в XXI веке живем.
Что планируете на будущее и есть ли у вас глобальная цель в дизайне?
С планированием у меня всегда сложно. Главное – делать то, что любишь.