Дэвид Чипперфильд: мастер реновации и создатель чувствительной архитектуры
В отличие от многих своих коллег, британец Дэвид Чипперфильд получил всемирную известность не за громкие проекты небоскребов и новых зданий, а за бережное преображение уже существующих сооружений. Архитектору близок ответственный подход: ему чужда идея любыми способами оставить собственный след — гораздо более значимым становится стремление внести положительный вклад в общество и окружающую среду. Рассказываем о постулатах практики и знаковых работах обладателя Притцкеровской премии 2023 года.
Профессиональный путь
Сэр Дэвид Алан Чипперфильд родился в 1953 году в Лондоне. В 1977 году он окончил Архитектурную школу Архитектурной ассоциации (АА) — одну из самых престижных не только в Великобритании, но и во всем мире, в которой училась и Заха Хадид. Проработав несколько лет вместе со старшими коллегами Дугласом Стивеном, Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом, Чипперфильд решил открыть собственное бюро. В начале карьеры архитектор занимался оформлением бутиков fashion-брендов — в частности магазинов японского дизайнера Иссея Мияке в Лондоне и Токио. Начиная с 1985 года вместе с командой своей студии David Chipperfield Architects архитектор реализовал множество проектов, от жилых и коммерческих до культурных и образовательных, объединенных общей чертой — заботой о социальном и экологическом воздействии.
За почти 40 лет практики Дэвид Чипперфильд победил в более чем ста профессиональных конкурсах, но свою главную награду он получил в этом году, став пятым британским архитектором – обладателем Притцкеровской премии.
Реконструкция Нового Музея в Берлине. Фото: David Chipperfield Architects
Метод
Визитная карточка бюро Дэвида Чипперфильда — проекты, в которых архитектор проявляет «уважение к существующей застроенной и естественной среде». Так оценило вклад мастера экспертное жюри Притцкеровской премии, и именно благодаря этому подходу о работе Чипперфильда знают далеко за пределами родной Великобритании. С момента основания студии архитектор выделил несколько основополагающих принципов своей практики:
Повторное использование архитектуры. Разумное отношение к существующим сооружениям и противостояние безразборному снову зданий — стремления, на которые всегда были направлены силы David Chipperfield Architects. По мнению Чипперфильда, увеличивающееся за последнее время беспокойство касательно экологического кризиса — это повод для архитекторов продемонстрировать способы его решения. «Мы должны воспользоваться шансом действовать, когда внимание общественности переключается на вопросы предоставления социального жилья, важности общественных пространств, влияния дорожного движения на среду, в которой мы живем, и необходимость защиты нематериальных качеств места».
Важно чаще напомнить себе о важности архитектуры и дизайна как стремления к вдохновляющим идеям и красоте.
Локальный характер. Стиль проектов Дэвида Чипперфильда варьируется в зависимости от города, в котором они реализованы. Большое внимание архитектор уделяет тому, как то или иное здание вписывается в среду вокруг и культурный контекст места.
Здания как отражение социальных ценностей. Как отмечает Чипперфильд, основная задача архитектора — отражать в своих проектах не индивидуальные идеи, а глобальный социальный контекст.
Сила архитектурного сообщества. В интервью и авторских материалах Чипперфильд часто делает акцент на том, что архитекторы способны действительно повлиять на кризисные моменты в мире, только действуя коллективно.
Я не считаю себя талантливым архитектором: скорее, я настойчив, решителен и целеустремлен.
Проекты
Новая национальная галерея в Берлине
Фото: © Simon Menges
Одна из самых масштабных и значимых работ Дэвида Чипперфильда и его команды — Новая национальная галерея в Берлине. Здание, построенное в 1968 году по проекту Людвига Мис ван дер Роэ, нуждалось в тщательной реконструкции и преображении. Главной задачей архитектора стало преобразование сооружения в современный музей, но при этом сохранение его узнаваемого оригинального облика. Например, команда разобрала 35 000 фрагментов металлического каркаса, гранитных плит и деревянных панелей, отправила их в мастерские на реставрацию и затем привезла и установила обратно.
Фото: © Simon Menges
Здание Мис ван дер Роэ — яркий пример фундаментального подхода к архитектуре.
«Мы живем в обществе, которое одержимо разрушением устаревшего, созданием новых вещей и потреблением», — сказал Чипперфильд в интервью об этом проекте, подчеркнув тем самым противоположный характер своей практики.
Галерея Джеймса Симона в Берлине
Фото: David Chipperfield Architects
Еще один берлинский проект студии — Галерея Джеймса Симона, расположенная на Музейном острове. При разработке концепции Дэвид Чипперфильд опирался в первую очередь на ландшафт места, локальные материалы и окружающие архитектурные элементы. Помимо самих выставочных пространств, команда разместила в галерее просторное фойе, кафетерий, террасу и внутренний дворик, а также музейный магазин.
Музей Hepworth Wakefield в Уэйкфилде
Фото: Simon Menges и Iwan Baan
Раньше на месте художественного музея Hepworth Wakefield размещались городские производственные предприятия, а в 2011 году здесь появилось современное выставочное пространство. Так как участок визуально открыт со всех сторон, команда Дэвида Чипперфильда решила отказаться от доминирующего фасада, сделав акцент на монолитном внешнем виде и геометрической форме. Сложные углы переносятся и на внутренние помещения, придавая каждому залу особенный характер.
Музей MUDEC (Museo delle Culture di Milano) в Милане
Фото: Oskar Da Riz
Изначально музейный комплекс задумывался властями Милана как преобразование бывших заводских зданий и создание на их месте масштабного культурного квартала. Однако впоследствии концепция сузилась до одного сооружения – Музея культур, – проектирование которого доверили команде Дэвида Чипперфильда. Главной отличительной чертой постройки стал центральный атриум, образующий «двор внутри двора». Изогнутое пространство резко контрастирует с жесткой геометрией и монолитными формами здания.
Фото на обложке: Alex de Brabant.