«Быть осознанным — это антитренд»: интервью с Дашей Васильковой
В завершение темы апреля 2020 поговорили с приглашённым редактором Дашей Васильковой обо всём, что касается экологичного дизайна, устойчивости и медленно наступающего будущего.
Фото: сергей красюк, стилист: даша соболева
Даша, ты с уверенностью смотришь в будущее, чувствуешь какую-то устойчивость?
Устойчивость и уверенность создаем мы сами, потому что никто нам не может гарантировать стабильность — 2020 год это подтверждает. Я знаю, что мне интересно жить и работать в это время, я не боюсь развиваться дальше. Также я знаю, что далеко не все разделяют мою позицию — они и не должны это делать. Это личный выбор, достойный уважения. В конечном итоге, осознанность — большая ответственность перед самим собой, а мне важно быть честной в работе и творчестве.
Интересно узнать твоё отношение к концепции устойчивого интерьера. Если попытаться дать определение, что это для тебя?
Устойчивый или осознанный дизайн — это верхушка айсберга целой концепции, в основе которой лежит отношение к себе и к миру. Как я определяю себя, насколько продуман мой выбор: людей, с которыми я общаюсь, вещей, которые я ношу и которыми окружаю себя дома, работы и отпуска? Кто влияет на этот выбор и много ли в нем моей личной вовлеченности и осознанности? Очень часто мы пользуемся чужими трендами, штампами, решениями, которые готовит для нас общество потребления, что само по себе неплохо. Однако в какой-то момент интересно задаться вопросом: мне действительно нужна эта вещь или кто-то сумел убедить меня в этом? С ответов на подобные вопросы начинается любой наш проект: общаясь с заказчиком, мы создаем новое пространство, подходящее для конкретного человека или семьи.
Относительно недавно понятие устойчивого дизайна и sustainability, в целом, использовалось, в основном, в профессиональных кругах. Сейчас все мы вынуждены сидеть дома — наблюдая за ситуацией, происходящей в мире, по новостям. Кстати, именно находясь целый день в квартире, начинаешь замечать интерьер и даже оценивать его критически…
Да, в подобной ситуации у нас volens nolens включается критическое мышление, и мы задаем себе вопросы, которые я перечислила выше. С этого и начинается осознанность, в том числе, и в отношении к интерьеру. Если раньше это было исключительно профессиональным трендом, сегодня в условиях изоляции это касается каждого из нас.
У тебя есть предположения, как кризис, связанный с пандемией COVID, повлияет на индустрию; отношение людей к дизайну?
На начальном этапе у меня были опасения по поводу того, что дизайн интерьера, предметы роскоши перестанут пользоваться спросом у клиентов. Но я была приятно удивлена, увидев, что интерес, наоборот, увеличился: ориентировочно процентов на 30% — и к заказу дизайн-проектов, и к предметам интерьера. Люди сидят дома, и мы все понимаем, что это надолго — решения этой проблемы пока нет ни у правительств, ни у врачей. Самоизоляция, невозможность свободно путешествовать могут стать для нас привычным состоянием на какое-то время.
На твой взгляд, возможно делать прогнозы о том, как будет выглядеть устойчивый интерьер в будущем, чем он будет отличаться от того, что мы имеем сегодня?
Точный прогноз один: люди будут больше времени проводить дома, потому что ситуация с пандемией может стать перманентной. К интерьеру будет больше требований — теперь он не просто должен быть комфортным, но и психотерапевтическим. Сегодня нам мало отдохнуть и восстановить силы, нужно еще настроиться на работу, гармонизировать обстановку в семье — на все это влияет интерьер. Пространство квартиры, дома может нас развивать, а может подавлять, от него зависит наше эмоциональное состояние. Сочетание цветов, эргономичная планировка, количество предметов и произведений искусства — это всегда индивидуально, ведь каждый развивается по-своему.
Говоря, в целом, о трендах в дизайне, что изменится в ближайшие годы? Кто будет формировать тренды, а кто им следовать? Сложно представить себе, но вдруг о трендах скоро станет говорить нерелевантно — им на смену придёт что-то другое.
Мне кажется, сейчас основной тренд — быть не в тренде. Говорить о трендах, как и следовать им — некий дурной тон. Твой выбор и то, что находит отклик в тебе, выходит на первый план — очень важно, чтобы тот дизайн, который ты потребляешь каждый день, будь то одежда или предметы мебели, соотносился бы с твоим интеллектуальным уровнем и бэкграундом, а не с размером заработка. Есть тренды, которые отражают развитие моды и социума, а есть те, что создаются в обязательном порядке маркетологами, чтобы увеличить продажи. Я бы сказала, быть осознанным — это антитренд.
Также, было бы здорово, если бы люди начали относиться с уважением к человеческому труду, к природе, каждый раз задумываясь о необходимости покупать ту или иную вещь. Тогда все станет проще, многие стереотипы уйдут в прошлое. Данный подход мы вместе с дизайнером Никитой Калмыковым продемонстрировали в линейке одежды, которую презентовали недавно. Это одежда унисекс — вне стилей, сезонов, трендов; главное, что она частично выполнена из материалов, не предназначенных для шитья одежды, таких как ткани из армейских палаток. Таким образом, мы хотим показать открытость и осознанность. Все ограничения — в нашей голове, и да, это классно — отказываться от них и осознавать, что при этом ты стал лучше и интересней самому себе.
Даша Василькова и дизайнер Никита Калмыков. Фото: Роман Ерофеев
Если обратиться к сегодняшней ситуации в дизайне, налицо растущая популярность коллабораций между представителями индустрии и художниками, деятелями сферы искусства. Как ты оцениваешь эту тенденцию? Тебе это близко?
Я считаю, что коллаборации, которые мы наблюдаем в последние годы, это, в принципе, новый эволюционный виток, который доказывает, что мы сейчас переживаем новую эпоху Возрождения. Это прекрасно: если кто-то силен в чем-то конкретном, то при взаимодействии с другим человеком или брендом получается совершенно новый интересный продукт. Это и есть развитие: уметь делиться своим опытом и творчеством, а не ревностно хранить его в себе, трясясь над собственной «уникальностью». Я бы назвала готовность к коллаборации сильным альтруистическим качеством прогрессивных людей, способных к развитию — на самом деле, это форма осознанного эгоизма. В компании Art Group мы стремимся создать некую платформу, которая бы объединила дизайнеров нового поколения — смотрящих в сторону устойчивого дизайна и не боящихся рассказать о себе.
Сейчас кроме дизайна интерьеров, ты также обратилась к предметному дизайну. Как случился этот переход?
Я нахожу это логичным. Что такое дизайн интерьеров? Это некая системная интеграция уже придуманных до тебя другими дизайнерами вещей и предметов. Твоя задача сводится к их красивому сочетанию. Но мне, как профессионалу, этого мало. Мне важно разговаривать на индивидуальном языке дизайна, для этого сначала нужно придумать «слова» — предметы, благодаря которым дизайн становится историей. Здесь можно провести параллель с fashion: если фабрика производит не только сумки, но и молнии к сумкам, то ее продукт станет эксклюзивным — его будет сложно копировать.
Второй аспект: посредством своей работы я хочу транслировать позицию осознанного образа жизни в рамках дизайна интерьеров. Коллекция мебели, созданная из вторичных материалов — попытка объяснить людям важность этого процесса своими «словами».
Фото: сергей красюк