Даша Соболева: «Основная проблема – в отсутствии связи между художником и дизайнером»
У интерьерного стилиста Даши Соболевой – классическое художественное образование, поэтому ни один из ее интерьерных проектов не обходится без живописи. Безупречный вкус и огромный интерес к искусству сделали ее узнаваемой фигурой как среди дизайнеров, так и среди художников и галеристов. Нам Даша рассказала о том, как именно она выбирает искусство в интерьер, от чего стоит при этом отталкиваться и каких ошибок избегать.
Даша, на каком этапе проектирования интерьера вы начинаете заниматься подбором предметов искусства?
Поскольку я интерьерный стилист, я подключаюсь к проекту, когда работа дизайнера над интерьером уже выполнена. Иногда это интерьер, который только что сдали, иногда – квартира, в которой уже живут владельцы. Моя задача – подготовить интерьер к фотосъемке. Прежде, чем приступать к работе, я обязательно еду на просмотр, чтобы оценить объем, планировку, обсудить детали с дизайнером. Бывает, в интерьере уже есть готовый декор, в том числе живопись, но для съемки это не подходит, и нужно искать что-то другое. Я всегда стараюсь привозить несколько вариантов, чтобы уже на месте найти идеальную композицию. Это может быть двадцать картин, из которых мы потом выберем одну.
Мне кажется, очень интересно вписывать уже существующую коллекцию картин в интерьер. У меня пока таких клиентов не было, но я бы с радостью с ними поработала.
Проект Юлии Сидоровой, фотограф Ольга Мелекесцева, работа Николая Моргунова из галереи Art Brut Moscow и работа «Джунгли» Михаила Никатина.
От чего отталкиваться при выборе предметов искусства в уже готовый интерьер: от цветовой гаммы, сюжета или чего-то еще?
Во-первых, цветовая гамма. Я люблю, когда картина выступает ярким акцентом – это оживляет даже самый монохромный интерьер. При этом полотно не должно существовать само по себе, оно должно органично вписаться в пространство и отражать концепцию интерьера, разработанную дизайнером. Есть мнение, что для спальни, например, не подходят какие-то очень активные по цвету картины, но я с этим не согласна – я люблю яркие цвета в искусстве, и они, по-моему, никогда не вредят. Часто я вешаю картину над изголовьем кровати – мне кажется, без нее это место выглядит пустым, будто чего-то не хватает. Что касается сюжета, тут многое зависит от самого заказчика. Кто-то любит фигуративную живопись, а кому-то люди на полотнах, напротив, кажутся чем-то странным, и они предпочитают абстракцию. Вместе с тем, мне до сих пор приходится сталкиваться со стереотипами по поводу абстракций. Люди думают, что никаких особых умений для того, чтобы нарисовать такую картину, не нужно и повторить ее может каждый, а значит ценности в таком полотне нет. По-разному бывает.
Очень важно подобрать сопоставимый с пространством размер полотна. Это одна из самых распространенных ошибок. Плохо, например, будет смотреться крошечная картина над диваном. Зато объемное полотно можно вписать даже в небольшую квартиру, часто это смотрится очень хорошо, картина выходит на первый план, выступает ярким акцентом и преображает пространство.
Проект Татьяны Архиповой, фотограф Михаил Лоскутов, работы из галереи Art Brut Moscow.
Чего еще стоит избегать, выбирая искусство в интерьер?
Бывает, заказчик хочет увеличить небольшую картинку. Как правило, это модные сейчас фешн-скетчи. Но если что-то смотрится хорошо в миниатюре, не означает, что увеличенная копия будет также хороша – часто таким рисункам не хватает детализации. Поэтому если хотите повесить на стену акварельную зарисовку в увеличенном формате, лучше изначально договориться с художником о прорисовке всех деталей – такая работа будет смотреться лучше.
Так же не стоит привязываться к стилистике интерьера: большое заблуждение думать, что классические интерьеры может украсить исключительно реалистичный пейзаж. Гораздо эффектнее смотрится абстракция. Возникает необходимый контраст между стилями, интерьер оживает, становится более интересным.
Сколько времени у вас обычно уходит на подборку предметов искусства для проекта?
Как правило, я ограничена в сроках, и у меня есть не больше двух недель. Сейчас я работаю с несколькими галереями, поэтому обычно найти нужный объект удается достаточно легко. Кроме того, я дружу с некоторыми художниками, которые не представлены в галереях, и с удовольствием беру их работы в проекты. Конечно, то, что я выбрала какую-то работу для съемки вовсе не означает покупку этой работы. Сейчас многие галереи предлагают взять полотно просто на примерку, и это очень удобно и важно, потому что на фотографии картина, естественно, выглядит иначе: не чувствуется ни ее фактура, ни размер. Бывает, я выбираю какую-то работу на сайте, но она потом совсем не смотрится в интерьере, а подходит та, которую я брала просто как запасную. Выбор полотна для съемки я согласую как с дизайнером, так и с заказчиком, и не всегда, но часто, владелец квартиры покупает картину, когда видит ее в своем интерьере.
Проект бюро Design Filosofiа, фотограф Михаил Лоскутов, картины из галереи Art Brut Moscow, в ванной картина художника Миши Никатина.
А что насчет скульптуры, фотографии? Их вы используете в своих проектах?
Увы, не часто. К сожалению, найти авторскую скульптуру по разумной цене практически невозможно. Я, бывает, ставлю какие-то купленные в магазине ремесленнические изделия, но это совсем не то, что выполненная в единственном экземпляре авторская работа. Скульптура, по-моему, всегда очень украшает интерьер, одухотворяет его. И казалось бы, нам, русским людям, она должна быть более понятна, чем та же абстрактная живопись – скульптура куда ближе к фигуративному искусству. Тем не менее рынка современной скульптуры у нас как такового нет, и остается только гадать, куда пропадают выпускники факультетов скульптуры Суриковского, Строгановки и прочих ВУЗах. Мне кажется, если бы эти ребята оставались в профессии, скульптура могла бы пользоваться не меньшим спросом, чем та же живопись, причем как у дизайнеров, так и у галеристов.
С фотографией дело обстоит примерно также: этот рынок все еще гораздо меньше рынка живописи: у нас почти нет специальных галерей, нет ярких имен, и совершенно непонятно, куда идти в поисках качественных снимков для интерьера. Хотя у меня самой есть небольшая коллекция фотографий, в своих проектах я использую ее не часто – просто потому, что выбор гораздо меньше. Кроме того, заказчики тоже обычно предпочитают живопись: существует заблуждение, что сделать снимок гораздо проще, чем написать картину.
Существуют ли тренды в искусстве, и отталкиваетесь ли вы от них при выборе работ?
Тренды, безусловно, существуют, но касаются, в первую очередь коллекционного искусства. Самая большая ярмарка трендов – ежегодная выставка Art Basel. Я была там в этом году, и могу сказать, что сейчас на пике популярности медиа-искусство, всевозможные инсталляции и придуманный Дюшаном реди-мейд – вид искусства, при котором художник наделяет привычный нам предмет новыми смыслами. Умение рисовать как таковое, ремесленнические навыки художника отошли на второй план. Это не удивительно, ведь мы живем в мире, полном технологий. Есть мобильные приложения, которые превращают обычную фотографию в искусство (Prisma, например). Вместо навыков рисования на первый план выходят новые формы и актуальные темы: сейчас это, в первую очередь, социальные вопросы, в том числе, вторпереработка, проблемы беженцев. Конечно, все это имеет к интерьерному искусству довольно опосредованное отношение.
По большому счету, мировой арт-рынок заточен не под интерьер, а под коллекционеров.
Проект Наташи Милозоровой, бюро Salmon Lair, фотограф Михаил Лоскутов, все работы из галереи Art Brut Moscow.
Если говорить о старых формах, между галерейной живописью и интерьерной есть разница?
Да, безусловно. Интерьерная живопись должна быть более комфортной, ведь владельцу придется постоянно сосуществовать с ней. Во многом выбор полотна зависит от личного восприятия заказчика. Как я уже говорила, у нас нет понимания абстрактного искусства, поэтому то, что сейчас в трендах Art Basel, а значит и в ведущих галереях мира, едва ли можно представить в жилом интерьере.
Чтобы научиться воспринимать современное искусство, нужна погруженность в него, нужно знание бэкграунда, основ. Этого очень не хватает. К счастью, сейчас появляется все больше образовательных программ, направленных на просвещение в области искусства. Главным инициатором выступает «Гараж». У них есть курсы даже для слабовидящих людей и авторские экскурсии для глухих, и это не может не радовать, ведь искусство должно быть доступно каждому.
Какие еще проблемы, касающиеся искусства в интерьере, вы видите?
Основная проблема – в отсутствии связи между художником и дизайнером. Молодые галереи сейчас стараются решить этот вопрос, но проблема все еще остается. Я активно интересуюсь искусством и хорошо знакома с арт-рынком, но что делать тем, кто знает эту сферу хуже? Сейчас подобрать удачное полотно можно только с помощью непрекращающегося рисерча. Конечно, что-то можно найти в галереях, но их ассортимент ведь все-таки ограничен, и порой бывает трудно найти такую картину, которая подходила бы и по цветовой гамме, и по формату, и по размеру. Поэтому я нахожусь в постоянному поиске новых имен.
Фото на обложке: съемка ковров ручной работы Laroque Studio, фотограф Михаил Лоскутов, картина из галереи Art Brut Moscow.