search
Читать
НовостиГородОпытОбъектыЛюди
Смотреть
ВыставкиГородОпытЛюдиСпецпроекты
ПойтиНайтиРаботатьКупитьИнтерьерыДизайн-гидыСветская хроникаПремия Keep It CoolО проектеМерч Design Mate
Поиск
design mate
«Энди Уорхол все это предсказывал», – Брендан МакГетрик о вызовах времени, разнице человека и объекта, кибер-преступлениях, архитектуре и будущем
  • Читать
  • Люди
  • «Энди Уорхол все это предсказывал», – Брендан МакГетрик о вызовах времени, разнице человека и объекта, кибер-преступлениях, архитектуре и будущем

«Энди Уорхол все это предсказывал», – Брендан МакГетрик о вызовах времени, разнице человека и объекта, кибер-преступлениях, архитектуре и будущем

Будущее уже наступило, но продолжает волновать нас больше, чем настоящее; заставляет строить безумные концепции, пытаться обхитрить время, стать продуктивнее компьютера и предсказать, какие профессии подвержены вымиранию, чтобы быстро переключиться на что-то другое. Брендан МакГетрик — писатель, куратор, преподаватель Института "Стрелка" и дизайнер; профессионал с разносторонним опытом, от публикаций в Domus до кураторства выставки Ай Вейвея и выставки Fair Enough российского павильона на биеннале в Венеции, —​ приезжает на "Стрелку" с лекцией о постоянно меняющемся мире. Мы поговорили с Бренданом о том, что волнует нас больше всего в настоящем и будущем.

О вызовах

Я бы сказал, что существует несколько главных вызовов, которые бросает нам современность.
Первый связан с big data и автоматизацией всего на свете. Все больше и больше процессов становятся автоматизированными, а значит, больше и больше того, что мы, как человеческие существа, можем предложить, в том числе, в рамках креативных индустрий, — будет отдано машинам.
Другой вызов связан с био-инженерией и био-технологиями. Все большее становится возможным: люди смогут «дополнять» себя, изменять свое человеческое существо на более фундаментальном, генетическом уровне. И это сильно увеличит разрыв между богатыми и бедными, который сейчас ощущается на уровне социальной организации и возможностей получения разного опыта — разница станет физически ощутимой, генетической, появится несколько уровней человечества.
Третий вызов состоит в том, что чем дольше существуют технологии, тем больше появляется способов их взаимодействия с нашими эмоциями. Как нейросеть, которая учится понимать нас и управлять тем, что мы чувствуем или не чувствуем. В каком-то смысле, это то, что сейчас происходит с социальными сетями, но все это может быть исполнено гораздо более эффективно.И еще один вызов, который как-бы охватывает все аспекты нашей жизни - перемены климата. Это обстоятельство меняет все: то, по каким законам «работает» мир, по каким правилам живет человечество, наш опыт и политическую обстановку.

О разнице человека и объекта

Брендан МакГетрик о вызовах времени, разнице человека и объекта, кибер-преступлениях, архитектуре и будущем

Объект это всего лишь объект. Да, сегодня мы умеем понимать объекты, а объекты умеют понимать нас, но самое страшное в текущем моменте — то, что нас поощряют быть объектами. Так лучше для капитализма и в целом для того, как сегодня функционирует мир, — и мы покорно представляем себя объектами, с определенным набором функций, точек зрения, идентичностью и тому подобным.

Человеческие существа прекрасны как раз тем, что отличает их от объектов — они сложные и противоречивые.

Представлять себя в оппозиции к объекту вообще довольно глупо. В оппозиции к компьютеру ты всегда проиграешь. Однако человек, вступая во взаимодействие с компьютером, пытается понять, что этот объект хочет делать и что он может делать — он может представить потенциал этого компьютера или любого другого объекта и дать ему возможность внести вклад в жизнь, реализовать свои способности, улучшить его.

Современное общество стимулирует нас видеть друг в друге что-то меньшее, чем является человек.

Мы персонализируем объекты и показываем им свою любовь, что также является очень человеческим качеством, и это отлично. Но у этого явления есть другая сторона — мы объективируем друг друга и ждем от других людей, что они будут вести себя как объекты: понятно, предсказуемо, так, чтобы мы могли это контролировать. Но если вы ожидаете от человека, чтобы он вел себя так, это его фрустрирует — потому что такое поведение людям не свойственно.

Об информационной уязвимости и кибер-преступлениях

Брендан МакГетрик о вызовах времени, разнице человека и объекта, кибер-преступлениях, архитектуре и будущем

Очень просто смеяться над тем, как 60-70-летний человек не понимает, что такое Photoshop, или над старыми одинокими дамами, которые отсылают последние деньги в Южную Африку, искренне веря, что собеседник по переписке в них влюблен. Все это лишь верхушка айсберга, а проблема касается всех нас. Нам необходимо научиться понимать свои уязвимости. То, с какой точностью такие кибер-преступления будут совершаться через 5-10 лет, поразительно — технологии совершенствуются, а мы все больше информации доверяем онлайн источникам. Мы доверяем им то, что делает нас чувствительными и ранимыми.

Экономика развивается таким образом, чтобы персонифицировать все, что вас окружает и создать такую реальность, которая полностью соответствует вашим потребностям.

Мы добровольно помещаем себя в информационные пузыри, где обращаем внимание только на то, во что и так уже верим, что соответствует нашим убеждениям и подтверждает нашу точку зрения.

Принцип работы социальных сетей очень прост, вы выдергиваете крошечный момент из контекста, из большого сложного опыта, и выкладываете в сеть — и дальше тот, кто, скажем, ненавидит полицию, самозабвенно критикует ее в комментариях под постом, а тот, кто поддерживает — нападает на оппонента полиции в этой публикации. Так, завязывается битва в группе людей, ни один из которых ни малейшего представления не имеет о том, что на самом деле произошло.

Энди Уорхол все это предсказывал. Мы имеем огромное общество, которое спорит из-за абсолютного ничего. Но спорит очень эмоционально и политически заряжено.
Брендан МакГетрик о вызовах времени, разнице человека и объекта, кибер-преступлениях, архитектуре и будущем

О Москве как определенной экономической системе

Когда я впервые приехал в Москву, это было очень демократичное и открытое время, а затем произошел конфликт с Украиной. Я тогда делал российский павильон для Венецианской биеннале. То, чем я всегда буду восхищаться, - это то любопытство, критичность и открытость взглядов моих со-кураторов, которые не поощрялись обществом и, конечно, политиками. Так, мы создали что-то очень критическое и честное в отношении текущего положения вещей. (Проект получил специальный приз за «демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры» - прим. ред.)

Экономические системы поощряют тот консерватизм, тот статус-кво, где мы остаемся запертыми в наших собственных маленьких отдельных мирах и не задаем больших вопросов. Технологии в системе свободного рынка редко развиваются на благо человечества, потому что в такой системе все ориентировано на то, чтобы как можно быстрее связаться с носителем определенного IP.

Москва — это такой глубокий и душевный город. Сложный город, но именно благодаря этому он проникает вам под кожу гораздо глубже, чем другие города, которые рассчитаны на простоту и удобство. Очевидно, что Москва не такая. Но я хотел бы вернуться, я действительно скучаю по Москве.

О дизайне и архитектуре

С точки зрения дизайна, то, что я пытаюсь сделать как куратор и писатель в рамках всех своих активностей — «растянуть» границы этого термина настолько, насколько это возможно. Чтобы люди понимали, что дизайн есть почти во всем, что вы видите.

Дизайн это определенная логика в мышлении и чувствительность к опыту, — эти качества легко найти вообще во всех жизненных аспектах.

Я сделал выставку на биеннале в Кванджу в Корее в 2011 году, которая называлась «Безымянный дизайн». Она была как раз о том, что дизайн есть во всем — в политическом протесте или финансовой политике, в пластической хирургии, в спорте, во всем, что обычно не считается дизайном, ведь дизайном обычно считается только мебель, интерьер, архитектура, мода и все такое. В своей работе я пытался сказать, что дизайн - это очень большая концепция, и она релевантна для всех нас.

То, как работает дискурс дизайна и дизайн-медиа, не резонирует с людьми, они не чувствуют, что дизайн для них важен.

Есть человеческий опыт в создании архитектуры, а есть другой человеческий опыт — в том, чтобы использовать архитектуру, наполнять ее жизнью. Архитектура релевантна для каждого, но простые люди ее не понимают из-за того, как она сама себя преподносит. Природа быть архитектором почему-то приводит к тому, что архитекторы очень далеки от людей, которые в конечном итоге являются пользователями их разработки.

Здание кажется глупым и неуместным, потому что девелопер сократил бюджет, подрядчик не обратил внимания на планы, или архитектор - плохой архитектор. Все это интуитивно понятно каждому человеку. К сожалению, многие архитекторы и строители не хотят учиться на уроках плохой архитектуры как наглядном примере, они хотят, чтобы она оставалась такой же примитивной и продолжать зарабатывать на этом. Вот почему в мире так много повторяющихся ошибок и плохих зданий.

О будущем

Брендан МакГетрик о вызовах времени, разнице человека и объекта, кибер-преступлениях, архитектуре и будущем

Бояться перемен - бессмысленно и непродуктивно. Но мы в той точке развития, когда все больше ответственности отдается машинам, и естественно нас это пугает. Важно найти компромисс в дизайнерами, которые проектируют эти технологии, чтобы быть уверенными, что мы не конкурируем с наукой и техникой в тех вещах, которые являются фундаментально человеческими.

Послушать Брендана вживую можно будет ​здесь​ и здесь.
11 июля на "Стрелке" состоится дискуссия Брендана и его со-кураторов по выставке "Fair Enough" Дарьи Парамоновой и Антона Кальгаева о том, что делает архитектуру современной. 12 июля Брендан МакГетрик выступает на "Стрелке" с лекцией о том, как справиться с вызовами времени.
В свободное время Брендан ― диджей. Послушать: www.soundcloud.com/brendan-mcgetrick.

Фото: @brmcgetrick
Обложка: Commercial Interior Design.

Анна Борхес
интервьюBrendanMcGetrick
Все самое актуальное и интересное в еженедельной рассылке Design Mate

Read more

Анна Эрман: «Сад – это не только продолжение дома, но и портрет владельца»
23 мая 2017

Интервью
{short_desc}
Александр Начкебия: «То, что Бэнкси работает только на улицах, – большое заблуждение»

Александр Начкебия: «То, что Бэнкси работает только на улицах, – большое заблуждение»
20 июля 2018

Интервью
{short_desc}
design mate
Design Mate - независимое интернет издание о дизайне во всех его проявлениях. Создаем авторский контент для дизайнеров, архитекторов и всех неравнодушных к красоте с 2016 года.© 2016-2019 Все права защищеныЯндекс.Метрика
О проектеMediakitРекламаКомандаКонтакты
РубрикиЧитатьСмотретьПойтиНайтиРаботатьКупить
Соцсети Facebook Telegram Instagram YouTube Pinterest ВКонтакте
Использование материалов design-mate.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник. Все права на тексты и изображения принадлежат их авторам