Борис Хобод: «Если о дизайне будут снимать больше фильмов, то они точно попадут в библиотеку человеческих знаний»
На этой неделе, с 29 сентября по 3 октября, в столичных кинотеатрах пройдет первый Московский международный кинофестиваль дизайна. Гости смогут увидеть фильмы о дизайне, архитектуре, fashion-дизайне и других направлениях от режиссеров со всего мира. Редакция Design Mate поговорила с президентом кинофестиваля Борисом Хободом о том, как появилась идея создания мероприятия, может ли кино о дизайне попасть на большой экран, и как дизайнеру снять хороший фильм, будучи непрофессиональным режиссером.
У вас довольно разносторонний бэкграунд. В вашей профессиональной биографии есть и успешный бизнес, и даже опыт продюсирования, а сейчас вы — президент кинофестиваля. Расскажите, как вы пришли в индустрию кино?
Мне кажется, всем хотя бы раз хочется побывать на красной ковровой дорожке и прикоснуться к этому миру, потому что кино — это прекрасный вид искусства. Но сам я пришел в эту индустрию случайно — через бизнес, связанный с продажей оборудования для домашних кинотеатров и прослушивания музыки. Потом открыл премиальный кинотеатр Foster Cinema на Фрунзенской набережной, параллельно с этим стали появляться предложения о продюсировании фильмов.
Кадр из документального фильма «Архитектура на краю: дом Клотца» (Architecture on the Edge: Klotz House), режиссер Марио Новас, Чили, 2021
А как в вашей жизни появился дизайн, интерес к этой сфере?
На самом деле, дизайн тоже появился параллельно с кино. В одном из бизнесов мы много работаем с дизайнерами и архитекторами, потому что в России именно они принимают решение о том, как будет выглядеть система домашнего кинотеатра или оборудование для кинозалов, а не заказчик или владелец кинотеатра. Поэтому я часто общаюсь с дизайнерами.
Как появилась идея создания кинофестиваля? Ориентировались ли вы на концепции кинофестивалей о дизайне, которые проходят в других странах?
Для меня эта идея лежала на поверхности. В России есть много хороших кинофестивалей — взять хотя бы Beat Film Festival или фестиваль от газеты The Art Newspaper Russia. Но они больше посвящены либо искусству, либо документальным фильмам о современной культуре в целом, а не дизайну. Мы в кинотеатре уже проводили показы подобных фильмов, но это была ретроспектива — просто подборка фильмов определенной тематики, которые показывали несколько вечеров подряд. Это вылилось в идею создания более масштабного мероприятия фильмов о дизайне.
Кадр из документального фильма «Мотивы интерьера» (Interior Motives), режиссер Натали Шириньян, США, 2017
В мире существует несколько кинофестивалей дизайна — например, в Милане, Сингапуре, Торонто. Уверен, что в каждой стране может быть такой фестиваль, но наш сделан практически с нуля, потому что в России существуют свои правила. В то же время нельзя сделать кинофестиваль, который бы полностью отличался от других. Какие-то нюансы у нас отличаются, но тем не менее мы все равно показываем фильмы в рамках конкурсной программы, а представительное международное жюри определяет победителей в нескольких номинациях.
Как вы определяете основную миссию кинофестиваля?
Миссий несколько, но основная — чтобы у людей появился еще один повод поговорить о дизайне в рамках большого мероприятия. Мы хотим привлечь внимание к этой теме, дать импульс, показать, что дизайн всеобъемлющ, о нем можно снимать красивые фильмы. Мне хочется, чтобы кто-то из режиссеров увидел, что люди снимают такие фильмы, и тоже решил это сделать. Дизайн — это очень важная часть жизни, и если об этом будут снимать больше фильмов, то они попадут в библиотеку человеческих знаний.
Кадр из документального фильма «Мотивы интерьера» (Interior Motives), режиссер Натали Шириньян, США, 2017
Многие кинофестивали созданы, чтобы показать некоммерческие фильмы, подтолкнуть людей к просмотру, возможно, помочь режиссерам снимать эти фильмы. Ведь фестивали о кино помогают и в монетизации фильмов в том числе. Если кинофестиваль серьезный, и отборщики выбирают ваш фильм на него, то многие стриминговые платформы и дистрибьюторы, отсматривая программу, могут принять решение о покупке фильма.
Одна из целей кинофестиваля — сподвигнуть архитекторов и дизайнеров использовать кино как средство коммуникации с пользователями. Как вам кажется, почему художники, дизайнеры и архитекторы редко обращаются к этому жанру для общения с аудиторией?
Мне кажется, дизайнеры и архитекторы используют кино не так часто, потому что считают это сложным. Но на самом деле, сейчас можно снять фильм буквально на камеру телефона, хоть многие режиссеры со мной не согласятся. Скорее всего, в следующем году мы запустим специальный блок фильмов, снятых архитекторами и дизайнерами, потому что им сложно соревноваться в одной номинации с профессиональными режиссерами и сценаристами.
Сейчас я вижу, что кино активно интегрируется в сферу дизайна — например, в Архитектурной школе МАРШ уже есть своя собственная киношкола в рамках факультета дизайна. Возможно, кино когда-то станет значимым инструментом в работе дизайнеров, архитекторов, художников и модельеров.
Кадр из документального фильма «Мотивы интерьера» (Interior Motives), режиссер Натали Шириньян, США, 2017
У фильмов конкурсной программы фестиваля получилась широкая география — от Италии и Великобритании до Чили, Сингапура и Канады. А что скажете о российских режиссерах, будут ли представлены в программе отечественные фильмы о дизайне?
В программе этого года, к сожалению, нет ни одного российского фильма. Все работы режиссеры присылали нам напрямую через специализированные платформы, а затем они проходили отбор программного директора. Так как фестиваль проходит впервые, возможно, российские режиссеры не увидели информацию о нем, а может, в России просто снимают меньше фильмов о дизайне. Несмотря на это я очень доволен программой этого года, поэтому надеюсь, что зрителям фильмы понравятся.
Кадр из документального фильма «Душа места» (Glenn Mercutt - Spirit of Place), режиссер Кэтрин Хантер, Австралия, 2017
По какому принципу отбирались фильмы для программы кинофестиваля?
Безусловно, главный критерий при выборе фильмов для конкурсной программы — это соответствие тематике кинофестиваля. Наш программный директор отсматривал все присланные фильмы и, если понимал, что фильм хорошо снят, в нем есть необычный сюжет, а главное, он попадает в тематику фестиваля, то ставил этот фильм в программу.
Все-таки фильмы о дизайне, архитектуре, искусстве в целом — это зачастую некоммерческие проекты, они не ориентированы на широкую публику. Что, по вашему мнению, делает такое кино если не обязательным к просмотру, то тем, на которое точно стоит обратить внимание?
Такое кино будет интересно тем, кто хоть как-то связан с миром дизайна — не обязательно быть профессионалом или работать в этой сфере, но иметь интерес точно нужно. С другой стороны, возможно, именно просмотр такого фильма станет отправной точкой в вашем путешествии в мир дизайна.
Есть ли шанс у авторского кино про дизайн и искусство попасть на большой экран, достучаться до более широкой публики?
Владелец кинотеатра не возьмет в прокат фильм, на который люди не пойдут. Мы, в свою очередь, хотим продемонстрировать, что фильмы о дизайне имеют свою широкую аудиторию в кругу интересующихся дизайном, и эти люди с удовольствием придут и посмотрят такие фильмы на широком экране. Надеемся, кинофестиваль покажет, что люди заинтересованы в таком кино, что оно может быть популярно. Я абсолютно уверен, что кино о дизайне нужно смотреть на большом экране и с хорошим звуком, а потом иметь возможность обсудить этот фильм.
Кадр из документального фильма «Архитектура на краю: дом Нисидзава» (Architecture on the Edge: Nishizawa House), режиссер Марио Новас, Чили, 2021
Расскажите о дальнейших планах кинофестиваля.
В следующем году мы постараемся интегрироваться в какое-то масштабное мероприятие в Москве, посвященное дизайну, культуре, моде. Безусловно, в планах расширять кинофестиваль, увеличить охват по номинациям и по фильмам. Хочется, чтобы о фестивале узнавали в других странах. Мы надеемся, что Москва станет столицей дизайна в 2024 году и что в следующий раз наши иностранные гости, члены жюри и режиссеры смогут посетить Москву и поучаствовать в фестивале лично.