За пределами видимости: что мы знаем об австралийском дизайне
О том, как поживает дизайн-индустрия зеленого континента, знают не многие. Однако такие мероприятия, как Мельбурнская неделя дизайна и другие национальные премии, помогают сократить дистанцию между материками. Обзорного взгляда на творчество австралийских дизайнеров будет достаточно, чтобы испытать интерес к индустрии, а дальше — дело за малым: следить за новостями и не упускать из виду тех, кто приглянулся.
Проект квартиры Pacific Bondi — результат творчества дизайнера интерьеров Ясмин Гонием и ландшафтного архитектора Кэти Свальбе. Бывшие коллеги (до того, как Ясмин основала собственную студию YSG, обе девушки работали в агентстве Amber Road) объединили усилия и опыт для создания места с неповторимым характером. По словам Ясмин Гонием, дом является убежищем от шума внешней среды, где можно отдохнуть в кругу избранных, по этой причине дизайн квартиры — будь он минималистичный или экстравагантный — это всегда индивидуальное решение.
Проект Pacific Bondi, победивший в 2018 году в престижной номинации IDEA (The Interior Design Excellence Awards), несёт в себе чувственный посыл (разнообразие текстур и материалов обещает богатый тактильный опыт) и, вместе с тем, звучит лаконично за счёт сдержанности выбранных форм. Чтобы визуально расширить помещение, авторы проекта остановились на светлой отделке: полированные стены, обои для потолка нейтрального оттенка, известняковое напольное покрытие спроектированы так, чтобы отражать солнечный свет, которого на побережье Pacific Bondi предостаточно.
Оформляя пространство, Ясмин Гонием и Кэти Свальбе обратили внимание на необычные предметы мебели от известных локальных брендов. Например, в композицию был включён диван Zaza Chair, который австралийский дизайнер Чарльз Уилсон придумал в коллаборации с мебельной компанией King Living. О высокой функциональности модели и не скажешь, любуясь её мягкими изгибами и комфортной глубокой посадкой.
Свежести интерьеру добавляет элегантный профиль кресла из серии Costua бренда Stua (яркий апельсиновый оттенок), а аккуратный крой модели притягивает взгляд.
Завершают палитру разноцветные диваны Elfin lounge от Schiavello Design Studio: легкие по весу модели можно без труда вписать в пространство апартаментов, передвигая их в зависимости от текущей планировки.
«Скульптурный» элемент помещения — светильники the New Volumes Collection от Artedomus, исполненные в греческом камне — напоминают своим классическим и очень минималистичным силуэтом о вечном.
Проекты Кейт Чалис — основательницы мельбурнской студии дизайна — так и хочется назвать произведениями искусства. Внучка известного австралийского историка искусства Бернарда Смита, Кейт пошла по стопам семейства — девушка не только имеет профильное образование, но и является управляющим членом престижной премии для художников RAKA (Ruth Adeney Koori Award) и культурной организации Centre for Projection Arts.
В 2019 году Кейт Чалис получила награды сразу в семи номинациях конкурса IDEA Awards, а также была отмечена премиями The Design Files Awards, Belle Interior Design Awards, Dulux Colour Awards. В проектируемых интерьерах Кейт часто размещает объекты коллекционного дизайна и картины, однако создаваемый ею дизайн пространства вызывает не меньше эмоций, чем сами произведения искусства. Возможно, секрет успеха дизайнера в том, что она боготворит эстетику, но делает это не в ущерб прагматизму. Проект в историческом особняке в Фицрое, который Кейт Чалис отреставрировала совместно с бюро Ridolfi Architecture, напоминает серию оживших полотен: фотообои созданы в сотрудничестве с мельбурнской художницей Валери Спаркс, а выбранные в интерьере оттенки, фактура, элементы декора отсылают к шедеврам живописи.
Другой проект Кейт Чалис — дом в стиле ар-деко — выглядит чуть более гомогенным и сдержанным (под стать выбранному направлению), но продолжает удивлять изобретательностью решений и неконсервативной элегантностью. Расписанные вручную шелковые обои от Fromental сочетаются с цветовой гаммой предметов интерьера в гостиной: ему же вторит оттенок краски для стен, созданный на заказ.
Мельбурнская неделя дизайна (Melbourne Design Week) прошла в этом году в четвёртый раз с 12 по 22 марта. Темой сезона стал вопрос: «Как дизайн формирует жизнь?». Более 400 участников отрасли — среди них независимые дизайнеры, коллективы и студии — собрались в Национальной галерее Виктории (старейшей художественной галерее Австралии), чтобы продемонстрировать своё видение синергии дизайна и окружающей среды.
Программа состояла из 300 самостоятельных мероприятий: например, частью Melbourne Design Week стала престижная национальная премия Australian Furniture Design Awards, организованная при поддержке мебельного бренда Stylecraft.
Так, португальский архитектор, основательница собственной студии дизайна в Мельбурне Марта Фигейреду вышла в финал конкурса, представив работу Elementary Abacus. Как и другие объекты из серии Figgoscope Curates, Elementary Abacus отличается инновационным подходом, жизнерадостной цветовой палитрой и качественными материалами, изготовленными в традиционной технике.
Ещё одним источником ярких эмоций на событии стали объекты Даниэль Брустман, которые дизайнер интерьеров создала специально для выставки в Sophie Gannon Gallery. Серия Designwork 04 состоит из секретеров, светильников и интерьерного декора — многообразие оттенков и перформативный характер моделей как свидетельство безграничного потенциала дизайна, способного тонко передать эмоциональный настрой и продемонстрировать композиционную идею коллекции.
Дизайнер интерьера Фиона Линч презентовала T-образный шкафчик из алюминия, созданный вручную ее коллегой, дизайнером Даниэлем Барбера. Матовая поверхность модели, с нанесёнными мелом прожилками, монолитный дизайн (шкафчик имеет единственный отсек) — уже не просто вырисовывается сходство объекта со скульптурой, а встаёт вопрос о его статусе. Дело в том, что работа относится к четвертой серии проекта Work Shop, в рамках которого Фиона Линч отбирает произведения на стыке искусства и экспериментального дизайна, подчёркивая размытость границ сфер прекрасного.
Не менее интересный вариант интеграции предложили участники дуэта Adam&Arthur — индустриальный дизайнер Адам Гудрум и французский мастер по дереву Артур Сеньер. Причудливые объекты из берёзовой соломы с обсидиановым покрытием Гудрум называет «функциональным искусством». Хитросплетенные узоры отражаются на глянцевом полу галереи — наблюдая этот калейдоскопический орнамент, начинаешь ощущать, сколько не до конца реализованного потенциала хранят в себе техники традиционного ремесла.
Еще один пример коллаборации привычного с новаторским — результат сотрудничества дизайнера концептуальных объектов Трента Янсена и седельного мастера Джонни Наргуда, впервые презентованный в стенах Arc One Gallery. Высокий каштановый стул Partu Skin, созданный из массивной древесины, стального каркаса с кожаной обивкой, напоминает кору дерева — красивая метафора природы в контексте набирающего популярность органического подхода к дизайну и производству.
На обложке: фотография с Мельбурнской недели дизайна. Источник: mydesignagenda.com