Муралы и еда: что общего у ресторанов и стрит-арта
Граффити – протестное по своей природе искусство – стало популярным декоративным приемом для создания комфортной атмосферы в кафе и ресторанах. Выясняем, почему это произошло.
Стрит-арт активно существует в интерьерном дизайне полтора десятилетия. С ростом популярности таких художников, как Шепард Фейри и Бэнкси, оно проникло в престижные галереи и музейные институции. То, что прежде считалось антисоциальным, стало ценным, но по-прежнему сохранило способность моментальной коммуникации со зрителем. В России стрит-арт в ресторанных пространствах используется довольно активно. Наиболее распространен этот дизайнерский прием в барах и ресторанах демократичного сегмента. Архитектурные пространства решены при этом обычно в стиле лофт, с брутальными акцентами на открытую кирпичную кладку, стальные балки и другие «промышленные» детали.
Интерьер бара «Герои»
Примерно так выглядит бар «Герои», собирающий ценителей крафтового пива. В оформлении соседствуют бетон, лампы Эдисона, потемневшее дерево и грубый металл. В отделке стен, барной стойки и потолка использовано дерево, ранее служившее более ста лет разобранным домам. Стены украшены портретами «героев нашего времени – Сергея Бодрова, Владимира Высоцкого, Сергея Шнурова. Их создала граффити-команда Hood Graff Team во главе с Артемом Буржем.
Артем Бурж: Персонажи предлагались в данном случае владельцем бара «Герои» и совпадали с атмосферой и духом самого места. А индустриальный интерьер ресторана в сквоттерском стиле так и просил оставить больше подтеков от краски. Работая над интерьером ресторана, стрит-арт художник адаптирует свое творчество под целевую аудиторию посетителей ресторана. И получает ценный опыт работы в закрытом пространстве. Это удобнее: ты не зависишь от погодных условий, есть доступ к воде и электричеству. Работа с ресторанами дает твоему творчеству наглядный успех в своем деле.
Если твои работы встречаются в ресторанах, ты получил признание.
Интерьер кафе Josh
В питерском кафе Josh во дворе на Итальянской улице силу стрит-арта используют в самом прямом его смысле и назначении. Над дизайном работало бюро DA, которому пришлось превратить обычный двор в привлекательное арт-пространство в чрезвычайно сжатые сроки. Строить что-то фундаментальное не было смысла, поэтому стройку решено было просто не завершать. Это решение легло в основу концепции не только интерьера, но и кухни: в Josh готовят эко-панк-бранчи сытные горячие блюда и легкие закуски в хулиганской подаче. Для оформления пространства архитекторы решили использовать все те предметы, которые легко встретить на любой стройке: леса, прожекторы, бетономешалки, лестницы и временные деревянные конструкции. Не обошлось без граффити, плакатов и тэгов. Все это дополнено яркими цветными элементами и подсветками. Выставка фотографий о скетбордистах, концерты – этот двор с едой стал настоящим центром для общения, в котором со временем точно появится еще больше стрит-арта, эстетика ведь у Josh построена вокруг постоянного underconstruction.
Стрит-арт в интерьере может нести и функцию, снижающую градус серьезности. Так его воспринимает Мария Высотова, совладелица управляющей компании «Агонь», которая открывала ресторан Dilly в Москве.
Интерьер ресторана Dilly
Мария Высотова: Интерьер у нас получился яркий, но при этом минималистичный, и нам хотелось добавить ему легкости, немножко похулиганить и добавить капельку современного. Граффити отражает это настроение: идея была такая, как будто бы в кафе Dilly, такое красивое и аккуратное, тайком пробрался граффитчик и оставил свой след. Граффити в кафе снимают тот психологический барьер, когда ты проходишь мимо какого-то кафе и думаешь, что там так модно и красиво и обязательно будет супер-дорого, как-то по-снобски. В такие моменты граффити, как мне кажется, стирают эту грань, и хочется зайти посмотреть, как там ребята похулиганили интересно.
Граффити в правильном месте могут выполнять прямую декоративную роль.
Так произошло с рестораном Mary Jane на территории loft-квартала «Даниловская мануфактура». Панорамные окна его основного зала выходят на еще недостроенное знание квартала, поэтому пришлось решать вопрос с тем, как облагородить вид из окон. Архитектор Mary Jane Сергей Литвинов предложил подыграть теме современного лофт-пространства по образу Лондона и Нью-Йорка, и разместить в пустых оконных проемах баннеры под кирпичную кладку с нанесенными на них граффити.
Граффити на стенах напротив ресторана Mary Jane
Поскольку «Даниловская мануфактура» квартал творческий (здесь находятся офисы компаний «Рамблер-Афиша», «Газпром Медиа», «Централ Партнершип», шоу-румы модных брендов), то предполагалось, что баннеры Mary Jane станут своеобразным холстом для художников и стрит арта. В первую очередь на стене были собраны известные работы Бэнкси, а позже к ним присоединилась одна из самых знаковых московских граффити-команд «Зачем». Побывавший здесь знаменитый нью-йоркский граффити-райтер COPE2 (его работы можно встретить по всему миру не только на улицах городов, но и в крупных галереях и частных коллекциях), тоже оставил свою подпись на стене у Mary Jane.
«Сложно сказать, влияет ли street art на рост продаж, но определенной привлекательной особенностью ресторана наш вид из окон стал, – говорит арт-директор ресторана Екатерина Лановская – Граффити очень нравятся современным молодым парам, которые выбирают Mary Jane в качестве место проведения свадьбы, и у нас накопилось много свадебных фотографий на фоне наших стен».
Граффити на стене ресторана «Креп де Кофе»
Бэнкси остается самым популярным представителем стрит-арта, тиражируемым в интерьерах. Если в гонконгском французском ресторане Bibo выставляют его подлинники, то в новосибирском кулинарном ателье «Креп де Кофе» используют копии. Впрочем, это никак не влияет на пошив модной индустриальной еды по лучшим мировым лекалам В меню, оформленном также в стиле главного уличного бунтаря: крепбургеры, сморрекрепы, крепбэги и прочие гастроэкзерсисы, основой которых стали крепы.
Яркий пример использования уличного искусства в гастрономических ресторанах – московский «Фаренгейт». Интерьер «Фаренгейт» – резкий шаг в сторону от привычных для Maison Dellos проектов, таких, как «ПушкинЪ» или «Турандот». Однако, это не значит, что он сделан с меньшим вниманием к деталям. Так появились вертикальные доски с надписями на стенах, разные гаражные артефакты под потолком, индустриальные трубы, выкрашенные в тщательно подобранный оттенок бирюзы и рисунки на стенах. Главное украшение – pin-up-красотка и поп-арт надписи в стиле «Фабрики» Энди Уорхолла на стене.
Граффити на стенах ресторана «Фаренгейт»
Уличное искусство обладает в интерьере особой силой. Укрощенное закрытым пространством, сохраняемое как музейный экспонат, оно по-прежнему черпает силу на улице. Не-место и не-пространство, по выражению владельца лондонского бюро Moreno Masey Родриго Морено Мейси, улица смешивает текстуры, поверхности, искусство и послания и создает особые эмоции. Удивительное совпадение с тем, чего добивается большинство современных ресторанов. И в стрит-арте, и в ресторане мы видим, как под лупой, особенности образа жизни и микрокосм культуры. И улица, и ресторан - место коммерческого изобилия и возможность для творческого процветания. И да будет их союз прочным.
На обложке: граффити в интерьере бара «Герои».