
Эстетика автомобильного завода и «живой» металл в Музейно-выставочном центре «Коллекция. ЗИЛАРТ»
В декабре в Москве открылось новое независимое культурное пространство — Музейно-выставочный центр «Коллекция. ЗИЛАРТ». Он объединил произведения искусства из личного собрания Андрея и Елизаветы Молчановых, от живописи и скульптуры до фотографии и крупномасштабных инсталляций. Архитектурная концепция здания музея, разработанная бюро СПИЧ, укоренена в контексте места и отражает постоянную трансформацию современной культурной институции.
Контекст
Музей «Коллекция. ЗИЛАРТ» создан по инициативе Андрея и Елизаветы Молчановых. За 25 лет они собрали внушительную частную коллекцию, в которой найдутся и произведения русского авангарда, и советское неофициальное искусство, и актуальные инсталляции, и даже примеры традиционного искусства Тропической Африки.
Более 8000 произведений нашли новый дом в квартале «ЗИЛАРТ», история которого началась в 2013 году. Реализованный на территории бывшего завода «ЗИЛ», он появился из любви к искусству и желания вплести его в ткань городского пространства. Команда «Коллекции. ЗИЛАРТ» сравнивает этот район с «городом в городе», которому, среди прочего, был необходим собственный музей и новая точка притяжения.
Новый комплекс расположился на пересечении бульвара Братьев Весниных и улицы Родченко, рядом со зданиями авторства известных российских и зарубежных архитекторов и бюро. Кроме того, неподалеку от музея находится ландшафтный парк «Тюфелева Роща», спроектированный нидерландско-американским дизайнером Джерри ван Эйком.


Фото: Даниил Анненков
Архитектурная концепция
Именно этот окружающий контекст, а также история места легли в основу концепции, предложенной московским бюро СПИЧ под руководством Сергея Чобана. Так, при разработке проекта архитекторы вдохновлялись промышленной эстетикой бывшего автомобильного завода имени Лихачёва. В результате здание выглядит как массивный кубический объем с выверенными пропорциями, помещенный внутрь структуры в виде закольцованной трапециевидной сетки.
Ключевое место в планировке внутреннего пространства музея занимает просторный холл: концептуально он служит переходной зоной между внешним и внутренним. Он впечатляет не только внушительной высотой более 30 метров, но и необычной организацией, благодаря которой перед посетителем открываются для обзора все уровни здания.

Фото: Илья Иванов
Главным материалом, который авторы проекта использовали как для внешней, так и для внутренней отделки сооружения, стала медь. Такой выбор — тоже дань уважения индустриальному наследию локации, ведь именно этот металл остается одним из ключевых в производстве автомобилей.


Фото: Илья Иванов
Архитекторы также выбрали медь за ее живой и динамичный характер. По их задумке, она будет меняться под воздействием окружающей среды, символизируя непрерывную трансформацию современного музея.
На площади более чем 13 000 квадратных метров архитекторы предусмотрели четыре выставочных зала-трансформера на разных уровнях. Они подходят для экспонирования работ разного масштаба, будь то небольшие скульптуры, инсталляции или крупноформатные кинетические объекты. Галереи дополнены детским интерактивным пространством, музейным магазином, конференц-залом и рестораном.


Фото: Даниил Анненков; Илья Иванов
Свобода репертуара
Главная особенность нового музея с точки зрения выставочной программы заключается в том, что команда намеренно отказалась от постоянной экспозиции. Вместо этого институция работает на основе репертуарного принципа. По словам создателей, такой подход позволяет музею постоянно обновляться, каждый раз предлагая зрителям новые выставки.
Выставочный зал и музейный магазин. Фото: Илья Иванов
Обширное собрание из 8000 предметов позволяет каждый раз собирать новые экспозиции и смыслы.
В начале декабря музей открылся тремя выставками, подготовленными художественным консультантом Александром Боровским: на них можно увидеть московскую и петербургскую скульптуру второй половины ХХ – начала XXI века, живопись и графику неофициального и актуального искусства; традиционное искусство Западной и Центральной Африки, а также масштабную инсталляцию художника Гриши Брускина.

Инсталляция «Приют невинных» Александра Бродского. Фото: Илья Иванов
Дебютные экспозиции спроектировали Евгений Асс, Юрий Аввакумов и Игорь Чиркин. Хотя окончательный процесс работы над выставками все еще выстраивается, для каждой новой экспозиции команда планирует привлекать разных архитекторов — они будут трансформировать галереи в зависимости от концепции проекта. Кроме того, в будущем здесь можно будет увидеть выставки, подготовленные не только на основе коллекции основателей, но и из других музейных и частных собраний.
Фото на обложке: Илья Иванов.



