Университет Калгари: каким должно быть современное пространство для обучения
Новый проект архитектурного бюро Diamond Schmitt Architects (DSAI) – центр обучения при университете Калгари. Это один из ведущих исследовательских учебных заведений Канады, и новые подходы к педагогике нужно было заложить уже в самой структуре объекта.
Идея архитекторов DSAI во главе с Мэтью Лелла заключалась в том, чтобы разработать такое пространство, где «обучение будет происходить постоянно, повсюду и с помощью множества способов». Начиная лекциями и заканчивая неофициальными встречами и исследовательскими группами, «образовательные процессы не должны завершаться ни на секунду, они должны быть разнообразными, но и максимально структурированными и ясными».
Проектируя новое здание на руинах бывшего музея, DSAI преобразовали мрачные затемненные интерьеры в светлые пространства, как воздухом наполненные живым стремлением к поиску новых решений и открытий. Объект приспособлен для студентов разных дисциплин и действует как единая образовательная лаборатория. В составе образовательного центра – максимально гибкие помещения, которые легко адаптируются к потребностям как студентов-искусствоведов, так и профессоров-физиков.
Здание состоит из двух перпендикулярных прямоугольных коробок, установленных друг на друга. Унифицированные по форме они имеют дифференцированный орнамент из стекла из стали снаружи. На месте пересечения блоков формируется высокий стеклянный атриум, по обе стороны от которого расходятся учебные пространства разных типов: открытые лектории и кабинеты. Интересная особенность – открытые площадки, подвешенные на стальных тросах. Здесь удобно собираться небольшими исследовательскими группами, а еще с них открывается впечатляющий вид на атриум – можно наблюдать все учебные процессы разом.
Архитекторы DSAI известны своими проектами театров (они в том числе занимались проектом Мариинского театра в Санкт-Петербурге), поэтому с большим вниманием относятся к акустике в своих зданиях. Для университета Калгари они решили использовать деревянные панели, которые координируют звук таким образом, чтобы учащиеся, с одной стороны, могли быть частью большого общественного пространства, а с другой, комфортно чувствовали себя, обсуждая совместные проекты в составе маленьких групп.
Еще одна важная задача архитекторов заключалась в том, чтобы использовать технологии для сближения людей. В век цифровых технологий, когда все большему количеству людей куда комфортнее с собственным смартфоном, чем с человеком напротив, архитекторы хотели вернуть значимость человеческого общения между людьми. Так, сердцем пространства стал гибкий общественный форум, которые легко меняет конфигурацию и может трансформироваться в открытый кинотеатр с четырьмя сотнями посадочных мест, учебную лабораторию или конференц-зал для собраний. Архитекторы сделали пространство максимально открытым: все провода спрятаны под полами, мониторы не крепятся к стенам, а опускаются с потолка, везде обеспечена беспроводная связь. Ежедневно объект подстраивается под насущные потребности студентов и преподавателей.
DSAI внедряют театральное мастерство в сферу педагогики, разрушая тем самым «четвертую стену» — воображаемую стену между актерами и зрителями в традиционном «трехстенном» театре и стену между студентом и преподавателем в системе образования. Студенты здесь становятся преподавателями, а преподаватели примеряют на себя роль студентов, и внутренние пространства умело трансформируются под определенные требования тех и других.
Все фото: Эд Уайт