Пень в интерьере как символ современной культуры
Дизайн предмета не замкнут в себе, он существует в контексте культуры и несет в себе ее основные черты. Готическое кресло устремлено вверх, как и готический собор, а его ажурная резьба столь же витиевата и запутана, как богословский диспут. Кресло времен Людовика XV – это воплощение куртуазного шика эпохи, а конструктивизм – отражение глобального пересмотра ценностей и ориентиров первой половины XX века. Пень, выступающий в роли табурета, тумбочки или светильника, а то и вовсе лишенный определенной функциональной нагрузки, – символ современной эпохи.
Еще совсем недавно представить такой предмет в рядовом интерьере было немыслимо, а сегодня различные вариации пней смотрят на нас со страниц специальных журналов и стендов дизайнерских ярмарок. Вслед за работягами из российской глубинки пнем заинтересовались именитые европейские дизайнеры. Фактуру необработанного дерева я люблю с детства, поэтому легко принимаю эти перемены, но все же: как пень стал хоть и вызывающим, но вполне приемлемым предметом интерьера?
Ритм жизни задает свои правила: текст и звук отошли на второй план, уступив место изображению. То, что у каждого человека сегодня есть встроенная в телефон фотокамера, позволило каждому стать немного фотографом. И чем больше снимков мы делаем, тем больше тренируем глаз в поисках интересных сюжетов, фактур и объектов.
Так мы стали ценить случайную, вовремя подсмотренную, красоту, которую не создавали. Мы научились любоваться трещинами на асфальте и облупившейся краской, следами плесени и сплетениями лишайника на старых стенах – уникальной фактурой, созданной природой и временем. Одно из главных достижений прогресса – способность тиражировать продукт миллионами копий – заставило нас ценить уникальность. Несовершенный, но сделанный вручную предмет нам теперь интереснее многотиражного изделия, сошедшего со станка. Низкотехнологичный продукт, носивший ярлык «кустарщины», стал для нас одним из способов подчеркнуть свою индивидуальность.
Основная задача дизайнера теперь заключается в том, чтобы увидеть естественную природную красоту и постараться ее не испортить. Он выступает соавтором природы и в своей работе лишь подчеркивает и прорабатывает уже данный ему материал. Выступая скорее в качестве диджея, чем музыканта-инструменталиста, он работает с уже существующими элементами, следуя единственной цели – продемонстрировать красоту, а не техническое мастерство. Быть в состоянии увидеть и передать стало важнее, чем сделать.
Разумеется, дизайнер транслирует тот культурный контекст, в котором он работает, но в это же время он и сам находятся под влиянием культурного климата. Когда продукт современного дизайна выпускается к потребителю, тот воспринимает его через призму своей картины мира и насыщает своими смыслами. Продукт вписывается в социальный и культурный контекст и возвращается обратно к дизайнеру уже как часть массовой культуры, под влиянием которой он находится. Этот обросший дополнительным контекстом образ ложится в основу следующего продукта, который опять выбрасывается в мир. В процессе такого круговорота и рождаются те образцы современного дизайна, которые позволяют нам наслаждаться природной красотой, неповторимой фактурой и следами, оставленными короедами на прекрасном пне.