Малосерийные производства как основа дизайн-индустрии
Роль технологий в современном обществе сложно переоценить: иногда нам даже кажется, будто инновации – это ответ на все вопросы, в том числе творческие. И все же, иногда технологии, на первый взгляд, устаревшие оказываются не только не менее эффективными, но и более надежными.
Всерьез об этом заговорили в 2002 году, когда Европейская комиссия в рамках программы «Улучшение базы социально-экономических знаний» основала проект PILOT (Policy and Innovation in Low-Tech). PILOT выступил с критикой распространенного мнения о том, что первым делом необходимо поддерживать наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. Проект доказывал, что в странах с развитой экономикой низкотехнологичные отрасли промышленности важны не меньше высокотехнологичных и необходимы не только как рабочие места, но и как важное условие развития целых промышленных отраслей. Низкотехнологичные отрасли производства не требуют больших денежных влияний, их производство устроено относительно просто. Это значит, что мелкие предприятия в большей вероятностью будут экспериментировать и, как следствие, осваивать технологические изменения быстрее.
Кресло «Sibirjak». Производство Anastasiya Koshcheeva
В итоге производства с длинным циклом рабочих процессов (например, автопром) заимствуют тенденции дизайна, которые появились в других, менее технологичных отраслях. Мебель, свет, текстиль, посуда – именно здесь проводят все эксперименты, здесь зарождаются дизайн-тренды.
Деревянный автомобиль Setsuna. Производство Toyota
Обучаясь дизайну в профильных вузах и школах, будущие мастера привыкают работать с плоским, одномерным рисунком или 3D-моделью. Такое эскизирование, как правило, отражает суть предмета дизайна, но конструктивные детали и тонкости остаются не решенными. Представленная подобным образом идея поступает к инженеру или сразу мастеру на производство и там меняет до неузнаваемости. Более того, такая плохо продуманная вещь выходит очень дорогой, поскольку не была технически оптимизированной. Рядовые производства, в свою очередь, мало заботятся об инновационных эстетических качествах продукта, делая ставку только на его спрос, мнение потребителя. Получить в таких условиях оригинальный конкурентный продукт крайне сложно, и перспективный дизайн остается на бумаге.
Ситуация начала меняться с появлением небольших дизайн-студии с собственным производством. За последние три года их количество увеличилось в десятки раз.
Производство мануфактуры «Дымов Керамика» в Суздале
Это, своего рода, экспериментальные производства, подобные лабораториям научно-исследовательских институтов, и те, критерии, с помощью которых мы обычно оцениваем производителя (качество, сроки, цены), таким студиям не подходят, мерить их исключительно рыночными показателями нельзя. Мы должны понимать: чем оригинальнее дизайн, тем сложнее его реализовать, и на то, чтобы создать совершенно новый предмет, требуется огромное количество итераций.
Эргономические макеты студентов кафедры «Дизайн мебели» МГХПА им. С.Г. Строганова
Вместе с тем, помимо студий, погруженных в собственные эксперименты, существуют мастерские, которые копируют европейские марки. Они тоже играют важную роль в развитии отрасли. Дело в том, что большинство европейских образцов невозможно реализовать у нас один в один — другая фурнитура, другое дерево, другое оборудование. Если копировать осознанно, с попыткой построить что-то новое в новых условиях, то получается что-то большее, чем плагиат. Это опыт, который необходим, чтобы научиться делать качественные вещи. Пока мы его не получим, не поймем тонкости и возможности нашего производства, продвинуться далеко вперед не получится.
Комод «Людовиг». Производсво Industriart
Когда ты учишься, важно находиться в среде тех, кто сильнее тебя. Для становления рынка необходима конкуренция и кооперация. «Взрослые» должны не только следить, как бы у них не украли идею, но и помогать развиваться новичкам. При этом недостаточно предоставить людям (как профессионалам, так и рядовым потребителям) готовую технологию, важно вовлекать их в производственные процессы. Таким образом они смогут приобрести эстетические и бытовые навыки, необходимые для решения многочисленных социальных проблем, и это положительно скажется на развитии как дизайн-индустрии, так и культуры, в целом.