В процентном соотношении: как устроен рынок российского предметного дизайна
Есть мнение, будто российского предметного дизайна не существует. Оно понятно и небезосновательно: если попробовать найти в поисковой системе «российский дизайн», обнаружишь разве что локальные марки одежды. Что касается мебели и предметов для дома, то этот рынок, как и информационное пространство, заполнен в первую очередь предложениями европейских и китайских производителей.
Даже хорошо знакомые с темой люди навскидку назовут три, максимум пять, российских производителей, которые работают над собственным дизайном предметов. На самом деле, сегодня их насчитывается порядка трех с половиной сотен. Это все еще ничтожно мало по сравнению с колоссальным объемом импорта и продукции крупных российских мебельных фабрик, не создающих оригинальный дизайн, однако триста пятьдесят это уже значительно больше, чем ноль. Это пока еще не рынок, но предпосылки к его образованию.
Чтобы разобраться, как сегодня формируется рынок российского предметного дизайна, мы опросили 140 дизайнеров интерьеров в Москве и регионах (91 и 49 соответственно). Дизайнеры интерьеров были выбраны не случайно: с одной стороны, они постоянно работают с предметными дизайнерами и производителями, с другой – непосредственно контактируют с потребителем.
Доминирующие стили
В среднем, практикующий дизайнер интерьеров реализует три проекта в год, как правило, это проекты жилых пространств. Чаще всего, разрабатывая стиль помещения, он прибегает к классике, за которой следуют интерьеры с элементами эстетики лофт и индастриал, эклектика, скандинавский стиль и минимализм. Ампир, поп-арт и постмодернизм – наименее популярные форматы. На перспективу ближайших двух лет дизайнеры интерьеров не видят существенных изменений, но ожидают, что наравне с наиболее популярными сегодня стилями станут развиваться и такие направления дизайна, как эко и контемпорари.
При этом приставку «эко» все воспринимают по-своему. Кто-то как использование природных материалов и растительных мотивов в декоре, кто-то как применение высокотехнологичных материалов, производство которых наносит минимальный урон окружающей среде, а кто-то как использование биоразлагаемых и подлежащих повторной переработке материалов. Первое восприятие доминирует даже среди дизайнеров, поэтому можно предположить, что в ближайшее время экологическая тема в России будет развиваться как чисто декоративная: в интерьерах появится еще больше натурального дерева, гербариев и других растительных элементов.
Материалы, которые у потребителя ассоциируются с эстетикой лофта, дизайнеры интерьеров используют в том числе и в работе над жилыми пространствами. Практически все, с кем мы говорили, смело используют в качестве декора кирпич, около половины – бетон, чуть меньше – мебель из необработанного дерева, слэбов или пеньков, а также сварные конструкции и даже амбарную доску. Огромное предложение товаров с характеристикой «в стиле лофт» говорит само за себя: этот стиль не только все еще жив, но и продолжает стремительно набирать популярность.
Условия использования
Дизайнеры интерьеров признаются: они с интересом следят за новинками российского предметного дизайна, но ассортимент этих продуктов все еще слишком мал для того, чтобы укомплектовать им интерьер полностью. Кроме того, конкретные марки широкому потребителя почти не известны, и предлагать российские продукты своим клиентам дизайнеры не торопятся. Имидж российского предметного дизайна действительно не сформирован окончательно: несмотря на то, что сами предметы воспринимаются с точки зрения дизайна достаточно позитивно, многие уверены, что российский дизайн это только заимствования и копирование западных аналогов.
Говоря о необходимых условиях использования российских предметов в своих проектах, дизайнеры интерьеров называют, в первую очередь, их высокое качество, более низкую стоимость, оригинальный и качественный дизайн, а также быстрый срок изготовления и доставки. Эти характеристики можно считать общими и применимыми не только к российскому дизайну, но помнить об их важности необходимо. Другой важный момент – наличие и информативность шоурумов. Сейчас у многих дизайн-производств шоурумов нет вообще, а те, которые есть, недостаточно информативны. При этом, возможность посмотреть вживую, потрогать, изучить варианты отделки критически важна для большинства дизайнеров интерьеров.
Популярные марки
Согласно нашему опросу, самая известная российская марка в сфере предметного дизайна – Archpole: 20% опрошенных вспомнили ее без подсказки. Все остальные дизайн-производства известны крайне слабо. По показателю знания с подсказкой также лидирует Archpole (55%). За ним с существенным отрывом следуют Дымов Керамика (41%), Woodi (40%), Finex (34%), Like Lodka (30%), The Idea (29%), FineObjects (22%) и SOHA Concept (20%). 16% опрошенных не знают ни одну марку из показанного списка 30 российских брендов.
При этом, треть опрошенных дизайнеров покупали готовые предметы интерьера у российских дизайн-производств в последний год. Но даже несмотря на это, в общей массе доля предметов российского производства, используемых дизайнерами в их интерьерных проектах, все еще крайне мала. По грубой оценке, она составляет от 1 до 4%.
Система поиска
Наиболее распространенный способ поиска необходимого предмета – интернет, в частности одна из поисковых систем, в строку поиска которой вводится название категории, например, «стол из дерева». Таким образом поступают 66% опрошенных. В немногим более 40% случаев дизайнеры ищут предметы на сайтах магазинов и агрегаторов (наиболее популярный ресурс – The Furnish), а также на интерьерных порталах (наиболее популярный – HOUZZ). Если подходящий предмет найти не удается, то только треть дизайнеров (35%) отказываются от его использования предмета и ищут замену. Большинство заказывает необходимый предмет на производстве.
Заказывая предмет, дизайнеры обычно сами придумывают дизайн и отправляют его на производство или находят в интернете фото похожего объекта и используют его в качестве образца. Куда реже дизайнер описывает производству свои нужды и просит не только произвести предмет, но и разработать его дизайн.
За последний год к российским компаниям и частным мастерам обращались более половины опрошенных (58%). При этом долю именно дизайн-производств в общем объеме выделить сложно, так как дизайнеры интерьера далеко не всегда видят разницу между дизайн-производством и мебельной фабрикой или дизайн-производством и столярной мастерской – для них это просто поставщик мебели.
Данный опрос был проведен в сентябре-октябре 2016 года во время работы над альманахом К°ЛЛЕКЦИЯ. При подготовке следующего выпуска мы обязательно сделаем еще один замер и посмотрим, как изменился рынок.