Читать
design mate
О проекте
Читать Смотреть Пойти Найти Купить
Новости Город Опыт Объекты Люди
Репортажи Город Опыт Люди Спецпроекты
Мероприятия Экскурсии Лекции Выставки
Дизайнеры Проекты Школы Шоу-румы
Светильники Мебель Предметы интерьера Техника Материалы Ароматы
Главная
Читать
Новости Город Опыт Объекты Люди
Смотреть
Репортажи Город Опыт Люди Спецпроекты
Пойти
Мероприятия Экскурсии Лекции Выставки
Найти
Дизайнеры Проекты Школы Шоу-румы
Купить
Светильники Мебель Предметы интерьера Техника Материалы Ароматы
О проекте
Mediakit Реклама Команда Контакты
За стеклом: как появились стеклянные дома и кому они подходят
  • Читать
  • За стеклом: как появились стеклянные дома и кому они подходят

За стеклом: как появились стеклянные дома и кому они подходят

Середина XX века – время развития новых технологий и материалов. В архитектуре это была «эра стекла», причем стекло использовали не только как отделочный материал, но и как воплощение концепции единения с природой – в век бурного развития технологий связь с природой приобрела особенную ценность.

Сейчас, впрочем, эта идея подвергается сомнению, ведь сидя за стеклом, мы не общаемся с природой, а просто смотрим на нее. И все же, огромные стеклянные дома, за окнами-стенами которых простирается природный ландшафт, и сегодня являются признаком достатка и роскоши, который нам то и дело транслируют с киноэкрана. В России, впрочем, стеклянные дома не популярны, причем обусловлено это не столько погодными условиями (стеклянные дома пользуются популярностью и в холодных странах), сколько особенностями менталитета.

Несмотря на то, что первые здания из стекла стали строить еще в XIX веке (это были оранжереи), один из первых частных стеклянных домов был построен в 1946 году Мис ван дер Роэ для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остекленный белый каркас, установленный на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите – дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек – это подчеркивает эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из одной комнаты, полностью распахнутой в окружающий его пейзаж. Единственное скрытое стенами пространство – стойка, внутри которой находятся санузел и подсобное помещение.

The Farnsworth House / Mies van der Rohe
The Farnsworth House / Mies van der Rohe
The Farnsworth House / Mies van der Rohe

The Farnsworth House / Mies van der Rohe

Спустя три года другой американский архитектор, ученик Миса Филип Джонсон, построил стеклянный дом для самого себя. Этот проект – Glass House – сегодня не только самый известный дом из стекла, но и одно из блестящих сооружений современной архитектуры. Интерьер «Стеклянного дома» полностью выставлен на обозрение за исключением цилиндрической кирпичной структуры внутри, в которой с одной стороны располагается вход в ванную комнату, а с другой – камин. Пол выложен красным кирпичом, он поднимается на 25 сантиметров над уровнем земли. Остальные деления в доме, кроме ванной, заключаются в перегородках в виде шкафов и книжных полок, так что, по сути, внутри также находится только одна большая комната. Это обеспечивает хорошую вентиляцию и достаточное освещение.

Приватность

«Стеклянный дом» Джонсона не только перенес европейские идеи модернистов в  пригороды США, но и определил новый образ жизни богатых американцев. Но сначала ему нужно было сформировать правильное представление о стеклянных домах и развенчать главные заблуждения, которые могли возникнуть. Первое – стеклянные дома это для эксгибиционистов.

Glass House / Philip Johnson
Glass House / Philip Johnson
Glass House / Philip Johnson

Glass House / Philip Johnson

Когда Джонсон приступил к строительству, у него был участок земли площадью пять акров. Самым важным для архитектора было сохранить панораму на лес – без нее все теряло смысл. В процессе работы над проектом, чтобы сохранить полоску леса в поле зрения, он продолжал выкупать землю, и к 2005 году у него в пользовании было 47 акров. Кроме того, несмотря на то, что внешние стены дома – прозрачные, ванная комната заключена в кирпичный цилиндр, что обеспечивает владельцу полную конфиденциальность.  

В современном мире проблему открытости соседям решают и с помощью напыления или особенного состава стекла. Кроме того, стены и окна могут быть зеркальными снаружи и прозрачными изнутри, а еще существует «умное» стекло, которое становится матовым по нажатию кнопки.

Стеклянный дом в Подмосковье / «Цимайло Ляшенко & Партнеры»
Стеклянный дом в Подмосковье / «Цимайло Ляшенко & Партнеры»
Стеклянный дом в Подмосковье / «Цимайло Ляшенко & Партнеры»

Стеклянный дом в Подмосковье / «Цимайло Ляшенко & Партнеры». Архитекторы сделали окна спальни в виде сужающихся к низу треугольников. Это позволило сделать внутреннее пространство хорошо освещенным, но приватным.

Слияние с природой

«У меня дома – самые дорогие обои в мире», – говорил Джонсон, подразумевая, что роль обоев в его «Стеклянном доме» выполняет ландшафт. Природа для владельца стеклянного дома действительно выступает скорее декорацией, нежели единым пространством для жизни: стекло вовсе не стирает границы, а скорее, обозначает их. Говорят, даже самая интересная компания может наскучить, а может ли наскучить красивый вид? С одной стороны, владелец стеклянного дома действительно обрекает себя на постоянство декора, ведь, в отличии от обоев или картин, вид за окнами заменить нельзя. С другой стороны, природа непостоянна, и один и тот же пейзаж выглядит по-разному в зависимости от времени года.

Визуальное слияние с природным ландшафтом – еще одна особенность стеклянного дома. Она позволяет архитекторам делать строения, которые буквально «теряются» на фоне пространства. Хороший пример – недавний проект архитектурного бюро Snøhetta. В сосновом лесу на севере Швеции они построили стеклянный отель на дереве The 7th Room.

Отель The 7th Room / Snøhetta
Отель The 7th Room / Snøhetta
Отель The 7th Room / Snøhetta

Отель The 7th Room / Snøhetta

Регулирование температуры и экономия ресурсов

Обилие стекла создает иллюзию отсутствия уюта и холода, но вопреки всем мифам о стекле, жить в стеклянном доме не холодно. Более того, и не жарко тоже: уже сейчас существуют специальные покрытия, которые блокируют инфракрасное излучение солнца и не позволяют помещению нагреваться. Если правильно подобрать стеклопакеты и разумно проектировать вентиляцию, то в доме всегда будет правильная температура.

Кроме того, стеклянный дом – это возможность использовать в течение всего дня естественный свет, не прибегая к электрическому аналогу. Экономия природных ресурсов – важнейший принцип европейских архитекторов: они создают энергоэффективные дома, которые вырабатывают больше энергии, чем потребляют. В качестве примера – стеклянный детский сад, работающий на солнечной энергии, в Марбурге, Германия. Это проект архитектурного бюро Opus Architekten.

Детский сад в Марбурге/ Opus Architekten
Детский сад в Марбурге/ Opus Architekten
Детский сад в Марбурге/ Opus Architekten

Детский сад в Марбурге/ Opus Architekten

Недостатки и особенности

Минусы у стеклянных домов тоже есть. Один из главных – сложность проектирования. С одной стороны, возвести стеклянный дом не сложнее, чем кирпичный, с другой, здесь как никогда важен индивидуальный подход к проектированию: чтобы проект удался, необходимо продумать все детали, от размеров стекла до его покрытия.

Стеклянный дом требует ухода. Если в кирпичном мыть нужно только окна, здесь мыть придется весь дом. Процедуру придется проделывать несколько раз в год, причем для того, чтобы отмыть высокие вертикальные панели, придется приглашать специальную бригаду промышленных альпинистов.

Ирина Костарева
стеклоархитектура
Подпишитесь на новости Design Mate

Читать еще

Дизайн-мышление
Стрит-арт:<br> взгляд психолога и архитектора

Стрит-арт: взгляд психолога и архитектора

10 сентября 2016
Мнение
«Серп и Молот» — это «город-сад»?
<span>Архитектор и урбанист обсудили проект застройки бывшей территории завода «Серп и молот»</span>

«Серп и Молот» — это «город-сад»? Архитектор и урбанист обсудили проект застройки бывшей территории завода «Серп и молот»

21 октября 2016
Пространство
Ресторан Adri: «Входите, открыто!»

Ресторан Adri: «Входите, открыто!»

14 ноября 2016
Расскажите друзьям
© 2016-2018 Design Mate Яндекс.Метрика
О ПРОЕКТЕ Mediakit Реклама Команда Контакты
ЧИТАТЬ Новости Город Опыт Объекты Люди
СМОТРЕТЬ Репортажи Город Опыт Люди Спецпроекты
ПОЙТИ Мероприятия Экскурсии Лекции Выставки
НАЙТИ Дизайнеры Проекты Школы
КУПИТЬ Светильники Мебель Интерьер Техника Материалы Ароматы
Мы в социальных сетях
Подпишитесь на новости Design Mate

Использование материалов design-mate.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник. Все права на тексты и изображения принадлежат их авторам