Тонкая связь архитектуры и природы: новое здание арт-центра Фонда Гюльбенкяна в Лиссабоне
В проекте реконструкции здания Центра современного искусства при Фонде Галуста Гюльбенкяна, который откроется для публики в сентябре, Кенго Кума стремился к его максимальной интеграции в окружающую природу. Для этого японский архитектор сотрудничал с бюро ландшафтного дизайна Владимира Джуровича: вместе они работали над тем, чтобы создать непрерывный диалог между обновленной структурой и прилегающим к нему садом.
Оригинальное здание Centro de Arte Moderna Gulbenkian (сокращенно CAM), впервые открытое для публики в 1983 году, было спроектировано британским архитектором Лесли Мартином и дополнило музей, художественную библиотеку и офисы модернистского комплекса. С самого начала оно предназначалось для демонстрации мирового и португальского современного искусства: сейчас здесь хранится около 12 000 произведений, среди которых картины, скульптуры, рисунки, фотографии и не только. Одной из ключевых целей трансформации постройки, которая началась в 2020 году, стало расширение существующих выставочных площадей центра. Однако этим работа японского бюро Kengo Kuma & Associates не ограничилась: так, команде предстояло визуально и концептуально связать здание с окружающим открытым пространством сада, что Кенго Кума осуществил со свойственной ему деликатностью и оригинальностью.
Фонд Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне. Фото: The Calouste Gulbenkian Foundation
Целостная интеграция архитектуры в ландшафт
Одним из архитектурных решений, к которому команда бюро обратилась для решения ключевой задачи проекта, стал большой скульптурный навес на фасаде нового здания. Он облицован белой плиткой и отличается плавным органическим силуэтом, а также имеет вполне конкретную функцию: прежде всего эффектный элемент превращает вход в арт-центр в переходную зону, предназначенную для взаимодействия посетителей. Сверху крыша облицована керамической белой плиткой местного производства – по мнению Кумы, этот материал связывает Португалию и Японию, – а с нижней стороны отделана деревом.
Фото: Fernando Guerra
Как и в случае многих своих проектов, на создание этой архитектурной детали Кенго Кума вдохновили традиции родной страны. В частности, изогнутый 100-метровый навес отсылает к типичной типологии Engawa — полуоткрытой дорожке с нависающими над ней волнами крыши, которую можно встретить в традиционных японских домах. Эта концепция нашла отражение практически во всех элементах экстерьера и интерьера здания, что помогло создать медитативную и спокойную атмосферу для отдыха и медленного созерцания. В то же время прозрачные архитектурные объемы, позволяющие естественному свету свободно проникать внутрь помещений, подчеркивают идею CAM как открытого и доступного для каждого арт-центра.
Эскиз нависающей крыши. Изображение: © Kengo Kuma & Associates
При помощи идеи «промежуточного пространства» мы предлагаем посетителям не торопиться и попытаться сделать окружающую их среду своей собственной.
Фото: Pedro Pina
Концепция мягкого перехода продолжается и в интерьере арт-центра, где архитектор уделил особое внимание гармонии оформления, вида за окном и естественного освещения. В этом проекте Кенго Кума не стремился возводить дополнительные постройки: вместо этого новые галереи центра разместились на подземном уровне, чтобы не нарушать легкость существующего ландшафта.
Фото: Fernando Guerra
Концепция сада
Реконструкция арт-центра стала частью более масштабной инициативы, подразумевающей и обновление сада. Эту задачу фонд доверил бюро из Ливана под руководством Владимира Джуровича, который опирался на видение авторов первоначальной концепции пространства, Гонсало Рибейру Теллеса и Антониу Виана Баррето. В свое время они решили сделать акцент в саду только на местных растениях. Джурович обратился к идее архитектурного дуэта, основанной на демонстрации разнообразного португальского ландшафта, а также его экологических и культурных проявлений. Получившуюся среду команда фонда называет «городским лесом», который задает новый вектор развития зеленой территории в южной части комплекса. В результате расширение сада, представляющее собой устойчивый ландшафт с высоким уровнем биологического разнообразия, позволяет людям чувствовать себя ближе к природе и создает среду обитания для диких животных. К существующим насаждениям команда добавила новые элементы, включая извилистые дорожки, ведущие прямо к зданию CAM и существующему саду, местные растения и деревья: многие были собраны в дикой природе и выращены в питомнике непосредственно перед посадкой.
Концепция расширения сада. Изображения: © Vladimir Djurovic
Таким образом расширение сада позволило превратить здание художественного центра в один из первых архитектурных элементов территории фонда, которые видят гости. Немаловажно и то, что проект Кенго Кумы формирует более тесный визуальный диалог между CAM и другими зданиями на участке, а также укрепляет взаимосвязь с близлежащими локальными районами и сообществами.
Фото на обложке: Fernando Guerra.