
Искусство в интерьере: зачем покупать современных художников
Искусство в личном пространстве – глобальный тренд, который только приходит в Россию. Так сложилось, что российское поколение молодых профессионалов и современных горожан живет в квартирах со стенами, выкрашенными в главный цвет галереи – белый. Но когда встает вопрос о том, что на них повесить, робеют и не знают с чего начать.
Процесс подбора произведения для личного интерьера – захватывающий и поглощающий. Это и самообразование, и психологический сеанс, во время которого человек лучше узнает себя. Вместе с тем, в России все еще бытует мнение о том, что настоящее искусство обязательно должно быть дорогим. Но, может, ограничения в бюджете, наоборот, подстегивают сделать более ответственное исследование рынка и найти что-то действительно уникальное? О том, как картина может «сделать» пространство, а также о демократизации искусства мы поговорили с дизайнерами интерьеров, основателем онлайн-галереи современного тиражного искусства, а также с организатором принт-маркета «Вкус бумаги».

Для меня наличие искусства и живописи в интерьере, помимо той ценности, которую оно имеет само по себе, всегда говорит о вкусе заказчика, а также о воспитании вкуса к прекрасному в семье. И слава богу, в последнее время искусство, наконец, становится обязательным элементом декора. Помимо всего перечисленного живопись – это некий цветовой акцент, который собирает воедино общий стиль и колористику пространства. Мне нравится сталкивать времена и стили, а искусство в этом смысле прекрасный инструмент, позволяющий нивелировать ощущениями и атмосферой в доме.
Вместе с тем, я совершенно спокойно отношусь и к репродукциям на стенах: все зависит от того, что это за репродукция и как она представлена. Если это известное музейное произведение, можно попробовать представить его иным образом, например взять отдельный узнаваемый фрагмент, наложить на него подходящий по стилю эффект. Да, это будет своего рода ирония, но мы же слушаем ремиксы на классику, и тут будет то же самое – новая интерпретация, новый взгляд. Впрочем, можно обойтись и без этого, поскольку выбор современной живописи позволяет играть в пространстве и иронией, и цветом, и общим смыслом.

К сожалению, дело до картин в интерьере доходит не всегда: как правило, для заказчиков это дополнительные расходы, прибегать к которым им не всегда хочется.
Конечно, я работаю и с коллекционерами произведений искусства, и тогда ситуация обстоит совершенно иначе. В этом случае мы заранее решаем, какие картины следует поместить в пространство, определяем места под них, проектируем правильное освещение. Однако массово в нашей стране заказчик не оказывает картинам должного внимания и это легко объяснить. Посмотрите на историю: расцвет искусства всегда происходит в моменты экономического подъема, когда появляются обеспеченные люди, у которых есть возможность окружать себя произведениями живописи и скульптуры, появляется интерес к арт-объектам. Сейчас ситуация у нас несколько иная.
Вместе с тем есть и бюджетное искусство. Даже репродукцию можно грамотно преподнести, с иронией и юмором, создать определенную атмосферу в помещении.
В этом случае она не будут претендовать на звание высокого искусства, но станет ярким цветовым акцентом в интерьере. Другой вопрос в том, что наши декораторы не очень осмеливаются на такие эксперименты (как раз из-за отсутствия традиции) и, работая с картинами в пространстве, действуют скорее по более понятным и привычным правилам формирования интерьеров.
Я много путешествую и восхищаюсь квартирами простых горожан в Бельгии и Голландии. Они ловко миксуют картины с плакатами (что-то досталось от бабушки, что-то было куплено случайно), прекрасно сочетают их между собой, и выходит очень круто. У нас в этом плане подход гораздо консервативнее, сложнее: нельзя нарушать кем-то когда-то установленные правила и шаблоны. Очень хочется, чтобы у каждого декоратора и дизайнера было больше смелости, уверенности в себе, свободы мыслей и больше возможностей реализовать интересные, нестандартные идеи.

Мы работаем со стереотипами, хотим изменить понятие о предмете искусства как о чем-то недоступном и люксовом. Показать, что современное искусство доступно, и жить с искусством может каждый, это наша основная задача. Графика ограниченного тиража, на которой мы специализируемся, это один из самых доступных видов искусства и буквально воплощение идеи демократичного коллекционирования, которому и посвящен проект. Кроме того, графика имеет богатую историю: в печатных техниках работали многие художники от Пикассо до Уорхола и Шагала.
Отбирая работы, мы стараемся соблюдать баланс между концептуальным искусством и актуальными интерьерными, декоративными работами. Одна из самых успешных и хорошо продаваемых коллекций – шелкография, созданная независимой парижской арт-студией и издательством Frenchfourch. Каждая работа напечатана вручную и представляет собой высказывание одного из французских художников на тему сражений. Очень хорошо продаются виды Лондона Уилла Кларка. Он большой знаток лондонских архитектурных пейзажей, и его работы висят в каждой второй лондонской квартире.
Наши покупатели – это, как правило, молодые профессионалы в возрасте 25-35 лет, причем в большинстве случаем «Проблемы белых стен» – это их первое знакомство с произведением искусства как объектом, который можно запросто купить и повесить себе на стену. Тиражный авторский принт, работа на бумаге — это действительно отличный «строительный материал» для фундамента домашней коллекции. Это находка для тех, кто только начинает задумываться о том, чем занять вакантное место на стене.

Миссия «Вкуса Бумаги» — освоение буфера между «высоким» и очень дорогим российским искусством и «дизайнерским» ширпотребом, многотиражными плакатами, которые в неограниченном количестве печатают на принтере. Таким образом мы хотим создать новую прослойку потребителей, внимательных к авторству и качеству объектов, призванных украшать стены домов, офисов и общественных пространств. Маркет ориентирован на широкую публику: здесь можно встретить как начинающих и профессиональных коллекционеров, так и архитекторов и специалистов по дизайну интерьеров, которые часто сталкиваются с отсутствием недорогих, но при этом оригинальных произведений искусства для интерьеров своих клиентов.
Диапазон представленных на принт-маркете работ широк: от старинных гравюр и академических работ, выполненных в технике сухой иглы или акватинты до шелкографических принтов Шепарда Фейри, работ студентов и выпускников БВШД, ВАШГД, МАРХИ, ВШЭ. Говорить о том, какие работы продаются лучше, а какие хуже, сложно: часто покупатель ориентируется исключительно на свой вкус – понравилась работа, купил – а вкус, как известно, у всех разный. Дизайнеры, как правило, подбирают гравюру к уже существующему интерьеру, а коллекционеры пытаются сделать ставку на то, как возрастет стоимость приобретенной работы в будущем.

КСЕНИЯ БРЕЙВО
ОЛЬГА ЭНГЕЛЬ
МАРИЯ КОВАЛЕВСКАЯ
ЭЛЬЧИН АЛИ-ЗАДЕ

