Наталья Истомина о сербской дизайн-культуре, локальном стрит-арте и важности сообщества
Наталья Истомина — дизайнер интерьеров, основатель студии Artcrafts. Чуть больше года назад она переехала в Белград, где уже реализовала несколько проектов частных и общественных интерьеров, а также стала инициатором создания дизайн-комьюнити.
В Сербию активно переезжают коллеги с высоким уровнем профессионализма, но многие при этом чувствуют, что делают шаг назад.Наталья Истомина дизайнер
Мы приехали в Сербию чуть больше года назад. Страна привлекла в первую очередь своей теплотой во многих смыслах этого слова: здесь лояльное отношение к россиянам, мягкий климат и знакомые нам «вибрации» языка, культуры и коммуникации. Поэтому и адаптация, мне кажется, протекала мягко — удалось достаточно быстро войти в рабочий режим в новой стране. Именно похожая культурная среда, а также легкость в легализации деятельности стали решающими факторами при переезде.
Самым сложным во время переезда и интеграции был и остается сербский язык. Он достаточно похож на русский: появляется иллюзия, что его можно быстро выучить, чуть ли не за несколько месяцев. Конечно, для решения бытовых вопросов этого срока достаточно, но чтобы общаться на профессиональные темы и выстраивать доверие с локальными заказчиками, нужен более высокий уровень. Несмотря на очевидные плюсы, в Сербии есть свои особенности, которые вряд ли понравятся планирующим перебраться сюда специалистам.
Практически все услуги на рынке стоят существенно дешевле, чем в России. Это относится к дизайнерам и архитекторам тоже.
Еще, мне кажется, сербы более консервативны в своих привычках, выборе того или иного решения, что, безусловно, отражается на подходе к дизайну пространства. Многое решается через «своих», и даже на специфические профессиональные задачи предпочитают позвать человека из близкого круга, хоть и не всегда профессионала в этой области.
С другой стороны, здесь есть большое поле для реализации новых идей. Многие материалы и решения, которые уже стали привычными для российского рынка, в Сербии только появляются: можно стать тем, кто задает тренды. Например, для одного проекта мы хотели использовать стекло с дихроичной пленкой, но никто из местных поставщиков просто не знал о ней. Только через полгода я нашла тех, кто может помочь мне с этим материалом в Сербии.
Конечно, современные тенденции постепенно приходят и на местный дизайн-рынок, просто это происходит чуть медленнее.
За год мы со своей командой сделали несколько проектов жилых интерьеров и кафе. Работать здесь отчасти сложнее, так как нет привычного россиянам сервиса, разнообразия предметов и материалов. Очень мало что можно найти в наличии, но мы находим. Сербия находится рядом со многими европейскими странами, но не входит в Евросоюз. Это существенно отражается на цене любых ввозимых товаров — здесь высокие таможенные пошлины, и именно поэтому мы чаще ищем решения среди локальных брендов и производителей.
Когда я только переехала, то продолжала (и продолжаю сейчас в том числе) работать с московскими проектами. Изначально никаких потенциальных заказчиков или даже знакомых у меня здесь не было. На данный момент основные заказчики дизайн-проектов приходят через местное русскоговорящее комьюнити. Мы также много работаем с сербскими мастерами и производителями. Например, для проекта кафе мы позвали сербскую художницу Марию Видович, которая в основном создает муралы на стенах города. Вообще, культура стрит-арта очень распространена в Белграде. Здесь есть свое сообщество художников, проходят тематические фестивали. Муралы на улицах не закрашивают, а сохраняют. При проектировании общественных интерьеров нам важно учитывать специфику городской среды, поэтому мы и решили «впустить» во внутреннее пространство элементы, свойственные улицам Белграда.
Кроме того, в Белграде есть много небольших частных галерей, где можно увидеть и приобрести работы современных художников и мастеров. Это интересный формат. Экспозиции меняются достаточно часто, выставляются в том числе молодые авторы, и можно найти искусство для проектов под разный бюджет.
Помимо своей дизайнерской деятельности, я формирую здесь сообщество профессионалов — дизайнеров и архитекторов. Сначала это была просто группа в Telegram, где мы делились полезной информацией. За год мы провели две большие встречи сообщества, и в группу стали приходить заказчики и специалисты из смежных областей. Среди других действенных способов продвижения и поиска клиентов на местном рынке — реклама в соцсетях и работа с застройщиками.
В Сербию приехало много коллег с высоким уровнем профессионализма, но многие из нас чувствуют, что делают шаг, а то и два назад, по сравнению со своей деятельностью в родной стране. Начинать работать на новом месте — как начинать работать после института: многого не знаешь, нет привычных связей, наработанных годами. Поэтому, мне кажется, на этом этапе очень важна поддержка и обмен информацией в сообществе «своих». Через встречи с местными профессионалами, которые я организую, мы вместе можем быстрее интегрироваться в сербскую реальность, а не только замыкаться в границах своего сообщества.
На обложке: кафе в Белграде по проекту Натальи Истоминой.