Михаил Курносов о меняющемся отношении к дизайну, «живых» вещах и новой антиутопии
Михаил Курносов — архитектор, интерьерный и предметный дизайнер из Минска. Основатель школы интерьерного дизайна Art Depo Studio и студии ZAPAZUHA. Первая концептуальная коллекция бренда получила название «Проживанцы»: каждый из 13 предметов серии наделен яркими типическими чертами и имеет собственный характер.
Для дизайнера крайне важно не забывать про свою личную ответственность за окружающий мир и любовь к ближнему.Михаил Курносов дизайнер
Лента наших дней обновляется стремительно. Осознанно или интуитивно, но каждый так или иначе ищет возможность для переосмысления личного пространства. Дом, будучи местом для восстановления энергетического, ментального и психоэмоционального ресурса, играет здесь важнейшую роль. В быстро меняющемся мире довольно трудно однозначно сказать, какие тенденции будут оставаться характерными для нашей сферы, однако для себя я выдвигаю следующие предположения.
От контекста к частностям
Вне зависимости от общих стилистических предпочтений, фокус внимания переключится на отдельные объекты и артефакты, наполняющие интерьер. Относиться к стенам слишком серьезно в краткосрочной и долгосрочной перспективе может оказаться невыгодной стратегией. Куда целесообразней фокусироваться и вкладывать ресурс в отдельные качественные объекты, которые можно будет в случае чего перевезти и встроить в новый, условно нейтральный контекст.
Переосмысляя известную фразу Ле Корбюзье «Дом — машина для жизни», ты больше внимания начинаешь уделять тому, что лежит в бардачке, нежели слушаешь двигатель.
Изменчивость и диалог
«Ковидные» времена показали, насколько важно людям иметь возможность для смены декораций. Нейтральность контекста позволяет делать интерьер изменчивым (местами галерейным или даже театральным) за счет условной смены «экспозиции». Зритель, он же пользователь, начинает сам определять степень и силу вовлеченности в этот процесс. Все больше проявляется интерес к «ненужным», но «живым» и «громким» вещам, вступающим в негласный диалог на уровне эмоциональных, чувственных, тактильных переживаний.
Концепция slow living
Высокие скорости в совокупности с зонами повышенной турбулентности вызывают острую потребность замедлиться. На передний план выходит логичный запрос на digital detox и slow relax. Это прямым образом отражается и на интерьерах. С одной стороны, мы отчетливо наблюдаем технокрафт-тенденцию, направленную на тактильный и гаптический контакт с пользователем, с другой — продолжаем видеть архитектурно-выверенную чистоту пространств. Отдельные продукты, созданные при помощи высоких технологий, все чаще включают условный отпечаток ручного труда. Высокая степень диджитализации, направленной на пользовательское упрощение, отлично уживается с пассеизмом. Формально-стилистическое выражение, будь то «мягкий минимализм» или «лагом», здесь имеет вторичное значение.
Эти процессы определяются индивидуальным пользовательским сценарием, где ключевым маркером становится принцип «медленно, но верно».
Cluttercore
Отдельного внимания заслуживает явление, которое окрестили термином Cluttercore. Этот термин появился как производное от английского слова clutter, что в переводе означает «беспорядок» или «мусор». По сути, мы можем наблюдать явление, которое я бы назвал хаотично-упорядоченным максимализмом. Ключевое здесь — не бездумный хаос, а личное переосмысление понятия «уют» и окружение себя любимыми вещами. В этом смысле интерьер может быть любым, но главное, эмоциональным, нескучным, сугубо индивидуальным — твоим.
Устойчивый дизайн
У меня нет сомнений в том, что тенденция устойчивого дизайна продолжит укрепляться. Экологичность, повторное использование, мебель из переработанных материалов — все больше людей начинает осознавать необходимость такого подхода, и это радует! Также этому содействуют многие фабрики и производители, о чем свидетельствуют ключевые профильные профессиональные выставки. А сама «наука об устойчивости» внедряется и продвигается все большим кругом образовательных учреждений, как частных, так и государственных. С точки зрения дизайнерского процесса проектно-творческий фокус должен быть направлен на целевую долговечность создаваемых продуктов, которую важно не путать с «бессмертием». Интересующимся этой темой искренне советую почитать замечательную книгу «Дизайн для реального мира» Виктора Папанека. На мой взгляд, это одна из главных книг, которая обязательно к прочтению и глубокому осмыслению для всех начинающих дизайнеров.
Новая антиутопия
Новая антиутопия — еще один вектор, который мы можем наблюдать. Для меня это актуально в контексте творческого пути в работе над брендом ZAPAZUHA. Я не делаю отсылку к «Киберпанку» Бетке или к «верховодному» заигрыванию с радикальным итальянским дизайном 80-х. Для меня этот процесс осмысляется на уровне создания и ухода в свою «автономную реальность». На внешнем уровне я вижу это как многослойный сторителлинг, проявленный в концептуальной и пластической структуре. Это квинтэссенция вымысла и условной реальности. Концентрат личных переживаний, фантазийности, новых «кодов», иронии и экзистенциализма.
Повторюсь: как продолжит меняться отношение к дизайну и ожидания публики, однозначно предположить сложно. Но в одном я убежден точно: для дизайнера крайне важно не забывать про свою личную ответственность за окружающий мир и любовь к ближнему.
Фото на обложке: Мебель семейства-коллекции «Проживанцы» в проекте Михаила Курносова.